Село живет вместе с хозяйством
Как выяснилось из беседы с главой Чистоозерного района Александром Владимировичем АППЕЛЕМ, у района есть немало собственных поводов для радости.
— У нас уже прошли мероприятия, посвященные 70-летию района, а в августе пройдет День поселка Чистоозерное, которому исполнится 90 лет, — говорит Александр Владимирович. — Накануне юбилея области мы тоже проведем большой праздник. Таких массовых торжеств район давно не видел. В чреде праздничных мероприятий каждое село уже показало или еще покажет свои достижения, ведь похвастать действительно есть чем — у нас есть немецкие, украинские села со своими самобытными обычаями, культурой, традициями.
Что касается вопросов более прозаических, будничных, в целом в районе сегодня делается много нового, отрабатывается каждое направление, связанное с национальными проектами. Есть, конечно, свои проблемы. К примеру, в сельском хозяйстве период реформ сыграл отрицательную роль в развитии производства. И все же 2007 год у нас особенный — хорошо работает областная поддержка, которую районам выделили на выравнивание природно-климатических условий, а также поддержка по другим направлениям: покупка племенного скота, новой техники, приобретение удобрений и так далее. Именно эта помощь позволила нам во многом поправить дела в сельхозпроизводстве. Мы организованно и своевременно провели весенне-полевые работы, развернули сенокосную кампанию. Милости ждать остается только от природы: порадуют нас дожди — можно будет смело говорить о выравнивании ситуации в агропромышленном комплексе района.
— Александр Владимирович, каково ваше мнение о бюджетной методике, которая сегодня активно дорабатывается? Как ситуация складывается у вас?
— В нашем районе были недоработки только непосредственно по рабочему поселку Чистоозерное. Разрыв финансирования по сравнению с уровнем прошлого года у нас получился порядка 8 миллионов рублей. Но ситуацию поправили — финансирование вывели на уровень прошлого года, поэтому я думаю, что этот год для нашего бюджета будет не худшим. Конечно, остаются проблемы в ЖКХ, дорожном хозяйстве, но их решение в любом случае — дело, как говорится, не одного дня. Бюджет 2007 года, естественно, полностью их не решит, но в рамках полномочий, думаю, район справится со своими задачами.
Несмотря на то, что районный бюджет на 92 процента дотационный, есть еще небольшая доходная часть — всего 8 процентов, которую и по полугодию, и по кварталу мы выполнили. Тут тоже есть свои сложности, в первую очередь — проблема сбора налогов, в особенности земельного. Он идет по поселениям, в которых прошла реорганизация хозяйств. Там, где хозяйства покрепче, земельный налог собирается, а в более слабых будет недобор.
Сегодня идет работа по оптимизации расходов бюджета на образование. В этом направлении мы начали действовать в 2006 году. Наполняемость школ оставляет желать лучшего, демографическая ситуация в нашем отдаленном районе тоже непростая — с каждым годом детишек все меньше и меньше. Школы в своем большинстве построены хорошие, основательные — это кирпичные двухэтажные теплые здания, которые позволяют размещать ребятишек гораздо больше, чем есть. В этом году мы перевели в Орловскую школу детский садик, скоро там же будет фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). До этого садика в Орловке вообще не было, и открыли мы его, так как в этом появилась потребность. ФАП же ютился в ветхом помещении конторы колхоза. Впереди у нас оптимизация Ольгинской школы, куда будет также из ветхого здания переведен детский сад, Новокулындинская школа, в которой тоже ветхий детсад, не позволяющий принять всех нуждающихся в нем детей. Решая вопросы оптимизации наших учреждений, мы решаем сразу несколько задач: улучшаем условия и оптимизируем бюджетные расходы на их содержание.
— Главный аргумент противников оптимизации малокомплектных сельских школ: уходит школа — умирает деревня. Но есть и обратное мнение: умирает деревня, поэтому закрывается школа, и это естественный процесс, ведь люди стремятся в города. Каково ваше мнение на этот счет?
— Все наши бюджетные учреждения, социальные программы напрямую зависят сегодня от того производства, которое на селе сегодня еще осталось. А производство, по большому счету, если его сравнить с доперестроечным периодом, сильно сдало. Снижено поголовье крупнорогатого скота, сегодня часть земель не в обработке, поэтому, естественно, рабочих мест мало, зарплата небольшая — вот люди и ищут лучшей жизни, многие едут работать вахтовым методом. Если бы сегодня наше сельскохозяйственное производство работало с ростом, то, соответственно, и молодежь бы не убегала из деревни. Но, так как мы сегодня мало строим жилья, нет стабильности в производстве, мы не можем себе позволить высокую заработную плату в сельскохозяйственном производстве. Соответственно, очень тяжело вернуть в село молодых специалистов, и на землю приходит частник, который не держит армию специалистов, работавших в сельхозпроизводстве в советское время — только оптимальный «набор» кадров, необходимых в производстве. В этом смысле малые села, по большому счету, вообще обречены.
Отрадно, что в нашем районе есть ряд примеров, когда в населенных пунктах, где закрепляются фермеры, малые села возрождаются, живут и развиваются. В Чистоозерном это село Бугриновка — оно самое дальнее, находится на границе с Казахстаном. И климатические условия там не лучше, но в то же время там закрепились фермеры, и село живет и имеет перспективы развития. То же можно сказать о селе Канавы, где закрепилось хозяйство, есть база, скот, у людей есть работа и зарплата — поэтому и не разбегаются. В этом году мы «посадили» фермера в село Мухино — человек изъявил желание, мы поддержали, и сегодня у него там 750 гектаров посевов, он занимается заготовкой молока у населения, есть планы приобретения скота — соответственно, село тоже будет жить.
В пользу оптимизации школ еще можно сказать о проблеме педагогических кадров. Может быть, даже правильно старшеклассников подвозить в школу, чтобы ученики могли получить соответствующее образование и затем поступить в вузы, получить какую-то специальность. Это, скорее всего, было бы лучше, чем держать во всех малокомплектных школах педагогов с низкой квалификацией и тем самым снижать качество образования и подготовки к поступлению в вузы и другие учебные заведения.
— Жилищное строительство в сельских районах занимает пока небольшой объем. Как этот нацпроект реализуется в Чистоозерном районе?
— Проблем в реализации этого проекта очень много, хотя здесь действует немало и очень хороших программ — и по молодой семье, и по обеспечению жильем в сельской местности. Сейчас мы решаем вопрос о том, чтобы поселок Чистоозерное приравнять к сельской местности, чтобы и он мог участвовать в программах, распространяющихся на село. Проблема здесь одна: если еще на селе программа по поддержке при приобретении жилья молодыми семьями работает, то в поселке Чистоозерное строительство себе, по большому счету, не может позволить никто. Покупка жилья на вторичном рынке у нас в поселке обходится до 700 тысяч рублей, а стоимость строительства жилья доходит до миллиона и более рублей. Поэтому львиная доля рынка работает во вторичном сегменте.
Кстати, и притом, что на селе жилищные программы работают, по ним возникает еще много вопросов: чтобы взять кредит, нужен залог, а селяне, имея низкую заработную плату, большого залога предложить не могут. Тем не менее конкретные удачные примеры все же есть — это молодые семьи, которые сегодня могут взять субсидии, молодые специалисты.
В проекте — строительство в Чистоозерном 36-квартирного дома для молодых семей. В этом году заканчивается строительство третьего дома ветеранов, где один этаж планируется отдать под жилье молодым специалистам — врачам, которые учатся по губернаторскому набору. Так мы надеемся решить проблему кадров в районной больнице.
Проект будущего года по ремонту ветхого жилья — реконструкция бывшей конторы «Транссельхозтехники», в которую мы сможем переселить часть граждан из ветхого жилья. Задачу губернатор поставил — в каждом районе каждый год сдавать многоэтажный дом. Слава богу, у нас сохранилась хорошая строительная организация, теперь нужно только входить в программы, искать деньги. На кооперативных началах строить жилье пока не очень получается — люди не могут себе этого позволить.
— Одна из сложнейших проблем для многих районов области и, как нам известно, в особенности для Чистоозерного района — дорожное строительство...
— В этом плане район работает неплохо, но хотелось бы большего. В нынешнем году по лимитам на дорожное строительство у нас 25 миллионов рублей, которые пойдут на строительство 3 километров дороги в сторону села Новокрасного и 3 километров — в сторону села Троицкого. В будущем году планируем освоение еще 53 миллионов рублей, что станет существенным скачком. В связи с тем, что наш район слишком отдаленный, в свое время в дороги вкладывалось не так много денег. В результате на сегодня порядка 40 процентов дорог не имеют твердого покрытия. Даже с некоторыми большими селами, являющимися центральными усадьбами — Варваровка, Новокрасное, Троицкое, Орловка, Ольгино, Новопокровка, — нет стабильного транспортного сообщения.
В Чистоозерном есть хороший дорожный участок, но в последнее время он много работает на территории других районов. Конечно, хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось работе здесь, дома, так как люди очень ждут дорог. На то, естественно, нужны деньги. По этому поводу мы написали депутатский наказ об увеличении дорожного финансирования нашему району. Желание помочь и поддержка вроде есть, так что будем надеяться, что в ближайшие годы объемы дорожного строительства в Чистоозерном районе будут увеличиваться, и мы дадим возможность селянам пользоваться стабильным транспортным сообщением.