USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Что же стоит дом построить?

Владимир ПАЛЬЧИКОВ. Усть-Таркский район.



— Это не совсем так. Случился пожар — жилью требуется капитальный ремонт. А он дорог и не всякому сельскому жителю по карману.

Но тем не менее, признал Алексей Павлович, пустующее жилье кое-где имеется, чаще всего в отдаленных и, как раньше говорили, в неперспективных деревнях. С началом реформ процесс стал набирать силу. В самом деле, что же делать человеку там, где нет работы и надежд на светлое будущее?

Похожая обстановка сложилась в поселке Озерном. Это одно из отделений акционерного общества «Мурашковое». Но его руководитель Михаил Наумов выход нашел и стал приглашать в поселок жителей из других районов. Работа есть, зарплата выплачивается регулярно, отчего же не приехать? Вот недавно в Озерный перебрались супруги Кашковы — Алена и Петр. Есть и другие новоселы.

Пустует жилье в Резино, и на этом, пожалуй, список можно закончить. Как бы ни ругали, ни кляли реформы, а строительство тем не менее идет.

Как-то на эту тему я разговорился с директором акционерного общества «Угуйское» Николаем Бондарем. Хозяйство почти за семьдесят километров от райцентра, а от железной дороги и того больше. Но тем не менее работает устойчиво. На животноводческих фермах около трех тысяч голов крупнорогатого скота, пять тысяч гектаров пашни. Урожаи угуйцы получают неплохие, потому как дружат с культурой земледелия, хотя сами же говорят, что могло быть и лучше, но на это нет пока возможностей.

В прошлом году, как рассказывал Николай Тимофеевич, было сдано под ключ три квартиры: одна в Чичканке и две в Черниговке. Новоселье справили механизатор Анатолий Зиберт, шофер Иван Шуньков и другие. В этом году Бондарь собирается сдать в два раза больше — шесть квартир.

А сколько нужно жилья вообще? Бондарь уходит от прямого ответа, хотя и говорит довольно странные вещи: рабочих ему требуется 140 человек, а он имеет полторы сотни. Тогда спрашивается: кому требуется жилье?

— А чтобы выбрать лучших из лучших, — не моргнув глазом отвечает собеседник. — Вы наверняка знаете, что в селе не очень благополучная обстановка. Кое-кто не прочь приложиться к рюмке, а мне такие кадры не нужны.

Однако я не уверен, что дело обстоит именно так и только ради такого выбора идет Бондарь на большие хлопоты. Перво-наперво, давно мною замечено, что толковый истинный руководитель прежде всего строитель, который думает о будущем дне своего хозяйства, о будущем людей. А вдруг жизнь повернется другим боком и все разом переменится, село станет привлекательнее, чем сейчас? И тогда люди вернутся из городов в те места, где родились, выросли. А жилье к их услугам: занимайте, живите.

Но есть еще одно обстоятельство, которое заставляет толковых руководителей акционерных обществ района строить жилье, несмотря ни на что. Это так называемая целевая программа (федерального масштаба) развития села вплоть до 2010 года с предоставлением помощи на строительство жилья для молодых специалистов и молодых семей. Как объяснил Алексей Павлович, условия строительства весьма и весьма выгодны: 30 процентов расходов ложится на федеральный бюджет, сорок — на областной и остальное — на акционерное общество. Так отчего не строить, не ловить момент?

В прошлом году в закрытом акционерном обществе «Дубровское» сдали под ключ пять квартир: на центральной усадьбе, в поселке Октябрьском, на фермах. Директор общества Анатолий Кляйн — человек молодой, но дальновидный.

— Самое главное, — говорил он в одну из наших встреч, — сохранить кадры. Особенно на отделениях. Ничто не может привязать человека к земле так сильно, как собственный дом, усадьба.

Дубровинцы возродили деревню Старый Силиш, которая уже дышала на ладан. Сейчас здесь появилась и работа. Вернули скот, а пашня, она ведь никуда не делась. Сеют пшеницу, овес, ячмень. В прошлом году в Старом Силише построили двухквартирник. А в целом по хозяйству намечают построить четыре квартиры.

Не стоит в стороне акционерное общество «Родина». Кстати, все перечисленные хозяйства удалены от райцентра, так что нужда закрепить кадры есть. В акционерном обществе «Родина» уже в первом полугодии намерены заселить сразу четыре квартиры. Господдержку хозяйство получит в пределах одного миллиона рублей. Правда, заместитель главы района Чернышов тут же делает одно замечание: жилье поначалу надо построить, заселить, а уж потом хлопотать о субсидиях.

Сложнее обстановка в Усть-Тарке. Здесь есть благоустроенное жилье, и люди стараются заполучить в первую очередь его. Но оно дорого и не каждому по карману. Тем не менее рынок вторичного жилья более развит. Люди берут кредиты и покупают квартиры: одно-, двух- и трехкомнатные, у кого сколько денег. Строить самому очень дорого и далеко не каждому по силам.

— Дело в том, — замечает по этому поводу Чернышов, — что в районе фактически нет стройматериалов. Я живу здесь двадцать лет и до сих пор нет кирпичного завода. Почему бы не построить? Да руки не доходят. Завод есть в Татарске, но кирпич некачественный. Собираются реконструировать его производство уже несколько лет, да все никак не соберутся. И получается, что весь наш местный стройматериал — это береза. Прямо скажем, не густо.

Помнится, как рассказывал о строительстве хоккейной коробки глава муниципального образования Камышевского сельсовета Владимир Ларин. Ни досок, ни столбиков — хоть плачь. Случай выручил: связисты побросали на линии «пасынки», они спасли. Но то хоккейная коробка, а не дом.

А отвод земли, который непременно должен быть произведен на конкурсной основе?! Это важно и нужно для Москвы, где за каждую пядь земли идет настоящая битва. Конкурсы в какой-то степени оправданы для райцентров: Усть-Тарки, Татарска, но в Родькино Усть-Таркского района осталось шесть дворов. Какой конкурс? Чернышов смеется:

— Закон для всех одинаков — и для Москвы, и для Родькино. И за оформление документов надо платить денежки, а для этого придется съездить в Татарск, в БТИ, и не раз, потому что своего бюро технической инвентаризации в Усть-Тарке нет.

В сельских районах, особенно таких как Усть-Таркский, уже много чего нет. Вот недавно военный комиссариат убрали, посчитав, что он ни к чему. А что же делать с призывниками, как с ними быть во время призыва? За каждой мелочью поезжай в Татарск. Прямо какое-то «татарское иго», смеются иной раз устьтаркцы.

И тем не менее жизнь не стоит на месте. Худо ли, хорошо ли, но строительство жилья даже в самых отдаленных селениях становится делом обычным и привычным. Процесс, как говаривал один наш политический деятель, развивается и набирает силу.