USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Ставка на качество

подготовила Елена КОСТИНА. Фото автора.
138-30.jpg
138-30.jpg



И небо, набирающее голубизну день ото дня, словно срывает с себя бинты облаков, представая в своем истинном обличье.
Мы успели отъехать всего на несколько километров от черты райцентра, как на дорогу из высокой травы, растущей по обочине, выкатился большой темный комок. Шустро передвигая лапками и лавируя своим достаточно упитанным телом, барсук добежал до середины дороги, оглянулся на приближающуюся «Волгу» и, мгновенно развернувшись, опрометью бросился назад — в спасительные заросли. Живности здесь много. Как и грибов, ягод, прочих даров природы. А вот чего маловато, так это условий для успешного развития сельскохозяйственного производства. Сибирь в целом — зона рискованного земледелия, а климат и географическое положение Болотнинского района делают его не просто рискованным, а очень рискованным.

Только факты
— Если сравнивать с другими районами, то наши показатели далеко не лучшие. И для этого есть объективные причины. Заниматься зерном, выращивать пшеницу с высокой клейковиной у нас намного труднее, чем, скажем, в той же Кулундинской зоне. Оптимально было бы, если бы у нас развивалось животноводство, но, откровенно говоря, и здесь мы не передовики. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах района небольшое, порядка 4200 голов. И хотя есть три хозяйства, в которых продуктивность дойного скота в прошлому году превысила 3000 литров, в среднем по району продуктивность невысока — около 2800. Серьезная ставка делается на развитие свиноводства. Три крепких хозяйства, включившись в нацпроект, получили от государства кредиты и успешно их осваивают. Пока успехами хвастаться рано, но работа идет. Вы сами увидите, какими темпами ведется строительство в тех хозяйствах, что стали участниками нацпроекта, — говорит Михаил Васильевич Терещенко, начальник районного управления сельского хозяйства, сопровождающий меня в поездке по району.

Ситуация на рынке свинины, безусловно, не проста. С ввозом большого количества недорогого и не отличающегося высоким качеством мяса из Польши, Украины и других стран цена реализации упала настолько, что почти сравнялась с себестоимостью. И тем не менее и руководство района, и директора агропромышленных предприятий, включившихся в приоритетный национальный проект, считают это направление очень перспективным.

Михаил Васильевич Терещенко уверен, что можно и нужно конкурировать за счет высокого качества. Сегодня потребитель не хочет покупать обычное мясо и сало. Он хочет видеть на прилавке нежное высококачественное мясо с тонкими прослоечками и готов за него платить. Поэтому на смену обычной белой крупной породе хозяйства покупают ландрасов, дюрков, четырехпородный кросс.
ООО «Агросоюз», которым руководит Анатолий Андреевич Лец, — одно из трех сельхозпредприятий, которое, получив по нацпроекту кредиты, активно ведет строительство собственного свинокомплекса. С трассы открывается вид на масштабную стройку. За аккуратным металлическим забором видно отделанное сайдингом производственное помещение и рядом с ним еще несколько новостроек, в которых кипит работа. Вертятся краны, поднимая и устанавливая бетонные блоки, пыхтит грузовик, подвезший стройматериалы. Подъехав ближе, мы видим, насколько здесь все масштабно — практически одновременно ведется реконструкция пяти зданий. Михаил Васильевич беседует с прорабом, который рассказывает о том, что было сделано за последнее время и по ходу сетует на нехватку песка да кое-чего еще из строительных материалов. Первую часть кредитов освоили быстро, а как кончаются деньги, так и работы притормаживаются…

Планируется, что к концу года здесь удастся запустить первую очередь. А со временем, по словам начальника райсельхозуправления, это будет одно из крупнейших хозяйств в районе, выращивающее порядка десяти с половиной тысяч голов свиней. Скот и оборудование, которое позволит автоматизировать многие процессы, закупаются по лизингу.

Помимо свиноводства, «Агросоюз» занимается и другими видами сельскохозяйственного производства. В частности, выращивает лен и разводит крупный рогатый скот мясного направления. На сегодня хозяйством закуплено около четырехсот герефордов, а со временем их количество планируется довести до тысячи голов.

Будет на карте новое (старое) имя
Следующий пункт нашей поездки примечателен по-своему. Слева от трассы мы вновь видим новостройки — тоже свинокомплекс, но дорога уходит чуть правее, к расположенным в линию четырем, тоже новеньким, двухквартирным домам, в ограде которых на веревках сушится белье, а в аккуратных палисадниках цветут цветы. Затем она спускается ниже, к сушилке и току, посетив который мы узнаем, что здесь имеется еще порядка ста тонн зерна прошлогоднего урожая (томичи, и не только они, знают качество продукции СПК «Артем» и покупают ее с удовольствием. Свидетельство тому — грузовик, загружавшийся прямо при нас). Невдалеке — большое крытое помещение, в котором стоит разнообразная сельскохозяйственная техника. Бросишь взгляд еще дальше и увидишь, как в самой низинке, у небольшого водоема, окруженного сочным травяным ковром, расположилось на отдых стадо пестрых коров. В чем же примечательность? — спросите вы. А в том, что этого местечка на карте района нет.

Когда-то здесь располагалась Каурдановка. Но, как говорится, была деревня, да вся вышла. Уж и следов от прежних строений и огородов не осталось, да и само название забываться стало. И вдруг — редкий для нынешних времен случай — здесь снова появились люди, да не только появились, но и начали возделывать поля, растить скот, вести строительство, облагораживать все вокруг. Руководитель СПК «Артем» Титал Аджамович Озманян не стал придумывать сему месту новое имя: Каурдановка так Каурдановка.

— Вопрос даже не в том, выгодно или невыгодно сегодня растить хлеб, — говорит Титал Озманян, — крестьяне должны чем-то заниматься. Земля не может пустовать. Если этого не будет, то и толку не будет никакого. Вдруг окажется, что булку хлеба и кусок мяса не найти. Работать надо, и все. Стремиться вперед. Обратного хода нет.

С такой убежденностью можно и горы сдвинуть. Да, собственно, он это и делает. Кооператив «Артем» — одно из тех хозяйств, где за работу держатся. Зарплата по здешним меркам хорошая, автобус на работу привезет и вечером увезет, три раза в день горячее питание, а главное — есть и материальный, и моральный стимул работать качественно, на совесть. Крепнет хозяйство, увеличиваются посевные площади, повышается урожайность, растет поголовье скота, и люди понимают, что в этом — залог завтрашнего успеха.

С хозяином мы проехали на поля и увидели, что земля, еще не так давно имевшая репутацию плохенькой, дает мощные, дружные всходы пшеницы. При грамотном подходе и «плохое» поле стало давать хорошие результаты. Поскольку Титал Аджамович из скромности хвастаться своими успехами не захотел, махнул рукой, мол, пусть руководство комментирует, пришлось расспрашивать Михаила Васильевича Терещенко. Он и рассказал, что СПК «Артем» сегодня засевает зерновыми культурами около 3100 гектаров, получая с них хорошие урожаи. Здесь серьезно занимаются парами. И в целом, подчеркнул он, Озманяна как руководителя отличают высокая культура организации всех работ, серьезное отношение к делу, умение выстроить стратегическую линию и следовать ей.

«Что очень важно, — говорит Михаил Васильевич, — все сто процентов продукции они перерабатывают и реализуют сами. Через магазины, через кафе на федеральной трассе. А поскольку продукты все натуральные, экологически чистые, готовят там — объеденье! Ни в одном ресторане таких вкусных блюд не найдете!» Верить на слово мне не пришлось, поскольку нас тут же усадили за стол. В чашках уже дымился горячий наваристый суп с большими кусками нежнейшего мяса. Действительно объеденье!

Здесь, в новой (или старой?) Каурдановке, Озманян сразу решил строить для животноводов жилье. Раз есть подсобное хозяйство, значит, людям надо где-то жить. Как только строительство свинокомплекса завершится, работы существенно прибавится. А случится это, по всей видимости, уже скоро. Мы прошли по только что выстроенному помещению маточника и цеху доращивания, где сейчас ведется мелкая отделка. Посмотрели, как гармонично организовано пространство. Кругом — порядок, чистота, уют. Устанавливается современное оборудование. Сначала думала, показалось, что окна во всех помещениях пластиковые. Нет, не показалось. Конечно дорого, соглашается хозяин, но эти затраты себя оправдают.

Слева виден строящийся корпус откормочника. Еще один такой же — в ближайших планах Озманяна. Будучи рачительным хозяином, он хоть и признает, что заниматься исключительно зерновыми было бы значительно выгоднее, чем совмещать это с животноводством, но в том-то и дело, что в сельском хозяйстве все взаимосвязано. Хочешь выращивать свиней и крупный рогатый скот — надо иметь собственную кормовую базу. И, наоборот, занимаешься зерновыми — не помешает подсобное хозяйство. «Что-то более выгодно, что-то менее... Одно другое дополняет, Так и живем», — говорит с улыбкой Титал Озманян.

Село держится на крепких руководителях
Третье сельскохозяйственное предприятие, включившееся в нацпроект, — это ЗАО «Чебулинское», которым руководит Баранов Олег Леонидович, коллектив его работает слаженно. В прошлом году они первое место по урожайности в районе заняли: получили более двадцати центнеров с гектара. И в этом году сделано многое для того, чтобы урожай был хорошим, но вот погода подводит...» — рассказывает Михаил Васильевич Терещенко.

Погода действительно напугала крестьян не на шутку. Сто пятьдесят миллиметров осадков за полтора месяца — такого еще не бывало. И это притом, что на начало весны запасы влаги в почве составляли сто процентов. А теперь вот пришла жаркая погода, и снова тревожно. «Пять норм влаги выпало, а тепла не было, и верхний слой земли переуплотнился. А это значит — начинаются проблемы с кислородом, который необходим для питания корневой системы. Это первое. Второе — плотная почва, как правило, быстрее отдает влагу в период жаркой погоды. Вроде бы как не радоваться теплу, поскольку надо корма заготавливать?! Но со страхом жду жары, так как боюсь, что там, где местами образовалась корка, влага вылетит вся моментально. И мы окажемся в странной ситуации: вроде было много влаги, а влаги не будет. А ведь она — одна из главных предпосылок хорошего урожая, — говорит Михаил Васильевич.

Что касается развития в Чебулинском свиноводства, то благодаря кредитам, выделенным по нацпроекту, здесь уже сегодня в два раза увеличили поголовье — с двух до четырех тысяч. А в будущем планируется довести его 8000 голов свиней. И строительство идет полным ходом. Два откормочника на 2000 голов уже готовы, а сейчас идет реконструкция маточника, где устанавливается новое оборудование. Параллельно решается вопрос с кормовой базой. Предприятие, как и СПК «Артем», давно и серьезно занимается выращиванием фуражных зерновых культур. В настоящее время строят кормоцех большей мощности.

Как и в любые годы, а простых времен для российского села, пожалуй, никогда и не было, все сегодня держится на людях. Есть крепкий хозяин, неравнодушный душой человек, твердо стоящий на ногах, — значит, будет и работа, и — худо-бедно — зарплата. И примеров тому немало.

— У нас есть небольшое хозяйство «Большечерновское», — рассказывает Михаил Васильевич Терещенко, — один из лидеров в животноводстве, хоть и надаивают сегодня 14 литров на корову. Тяжелое хозяйство. В медвежьем углу находится. На ладан, можно сказать, дышало. Но пришел новый руководитель — молодой инженер Андрей Николаевич Клименко, и дела помаленьку стали выправляться. Зарплата низкая, но люди работают, потому что чувствуют человечное отношение к себе и на добро отвечают добром. То же и в СПК «Имени Ленина», которым руководит Анатолий Александрович Горбач, и в СПК «Горбенко» — руководитель Горбенко Александр Васильевич.

Еще один руководитель, о котором не могу не сказать, — это Михаил Юрьевич Кудрявцев. Своеобразный, чудесный человек. Сам он по образованию геодезист, состоявшийся специалист. Казалось бы, зачем ему нужно было брать разваливавшееся хозяйство, вкладывать деньги в то, что сегодня не дает прибыли?! Да, в том-то и дело, что он, так же как и я, болен сельским хозяйством. Не может иначе. Очень много работает. Организовал у себя переработку. Четыре тонны молока перерабатывает! Сегодня его продукцию можно встретить в Томске, Болотном, Новосибирске. Словом, деревня, которая вымирала, ожила.

По мнению моего собеседника, самая большая трудность на селе сегодня — кадры. Точнее, их нехватка. «Людей у нас недостает. Добросовестных, серьезных, — говорит Михаил Васильевич. — Почему так происходит? Потому что крестьяне — самый нищий класс. Средняя заработная плата в районе не превышает трех тысяч рублей. Нет даже прожиточного минимума. Вот и бегут люди. Кто-то вахтовым методом по две недели в других регионах вкалывает, кто-то ездит на работу в город, есть и такие, что просто без работы сидят, считая, что 2—3 тысячи рублей — это не зарплата. Да и может ли быть иначе, если, скажем, сварщик в селе получает около 3000 рублей, а в городе порядка 20 000?!»

На вопрос о том, могут ли нацпроекты существенно изменить ситуацию, начальник районного управления сельского хозяйства отвечает так:

— В какой-то степени могут. Сегодня крестьянину бросили спасительную соломинку. Но я считаю, это соломинка малая. Надо бросать крестьянам спасательный круг. Необходима серьезная целевая программа, не обросшая бюрократическими вещами. С серьезной ответственностью с обеих сторон: и государства, и того человека или хозяйства, которое будет получать эту помощь.

Фотографии статьи
138-31.jpg