Бесперспективное село? Забудьте эти слова!
Но далеко не всегда мудрые решения партии и правительства находили отклик в душах простых людей. Из Краснопольского в Жуланку переехало лишь считанное число семей, а остальные предпочли искать счастье в Новосибирске и даже на Кузбассе. Дольше всех упорствовали пенсионеры: школу закрыли — не беда, медпункт — они продолжают жить, магазин ликвидировали — им все нипочем. В итоге, конечно, государственная машина оказалась сильнее, и поселок с карты района исчез, а всего за восемь лет — семь поселков. Сколько по области? Вероятно, сотни…
Увы, но малые села и поселки не перестали исчезать и в последующие десятилетия. Правда, в последние годы никто сверху не давил, все случалось гораздо прозаичнее — распадалось хозяйство, уезжало трудоспособное население, потом пенсионеры. И все — ставьте очередной крестик на карте. В 90-е отдаленное кочковское село Покровка, можно сказать, было «на грани», но его спасли. По мнению большинства, основная заслуга в этом директора ЗАО «Новорешетовское» Ивана Чепурина. Хотя сам Иван Павлович — очень скромный человек, кстати — считает, что сделал не так уж и много:
— Началось все в 80-х, когда по соседству с Покровкой «сократили» бесперспективные села Тракторный и Карлова Заимка. Раньше в Покровке был отдельный колхоз, была школа-восьмилетка с интернатом, где жили дети из этих сел. Когда школу сократили до начальной, началась первая волна оттока жителей. В какой-то момент в Покровке оставалось около 80 жителей, а само село стало отделением Новорешетовского хозяйства. «Убить» село в тот момент было очень легко — убрать оттуда производство. Может быть, сказалось, что это моя родина, но я на такой шаг не решился. В начале 90-х пошла первая волна переселенцев из бывших советских республик, они занимали пустовавшие дома, потом появился спрос на дополнительное жилье. Начали строить дома, возрождать заброшенные животноводческие помещения. Вот и вся история, ничего героического.
Скромность, конечно, украшает человека, но и принижать очевидных заслуг не стоит. Пойди тогда Чепурин путем, проторенным многими директорами и председателями хозяйств, вряд ли бы его кто-то в этом упрекнул, за исключением десятка-двух односельчан. Людмилу Павловну Симонину, проживающую в Покровке 50 лет, мы встретили в магазинчике. И надо же случиться такому совпадению, но она оказалась одноклассницей Чепурина. Расхваливать его не стала, просто поговорили о жизни:
— Не знаю, как бы мы решились уехать из села, я все-таки здесь с шести лет, трое детей выросли, Володя и Света до сих пор здесь работают. Они в свое время тоже хотели уехать, но посмотрели, что дела налаживаются, и остались. Каждый при своем жилье, семьи, работа — нормально всё. Нам бы магазинчик побольше да дорогу хорошую сделать — больше ничего и не надо.
Сегодня Покровка — это село с населением 135 человек, из которых почти треть — молодежь до 18 лет. Немало и тех, кому около 30 лет, — они основной костяк здешнего отделения акционерного общества. Есть небольшой клуб, уже упомянутый магазинчик, где все есть, начальная школа, в которой для одного учителя и трех учеников есть интернет, видео-, аудиотехника и спортивный уголок, а также фельдшерско-акушерский пункт. Его «хозяина» мы встретили вышагивающим с большой сумкой по селу. Официально Иван Безроднов в отпуске, но разве это имеет значение, когда пациенты ждут.
— Я здесь уже 8 лет, — говорит жизнерадостный фельдшер, — и в более престижные места не рвусь. Сам отстроил старенький домик, здесь семья, машина есть. А в профессиональном плане — просто раздолье. С нуля создал собственный кабинет, веду аптеку, даже роды на дому принимать приходилось.
— Вы молодой, целеустремленный человек, вам здесь не скучно?
— Я, наверное, очень счастливый, мне в принципе скучно не бывает, да и неважно — отдаленное село или большой город — везде можно найти свои плюсы. По крайней мере, в Покровке нет ощущения заброшенности, безнадежности…
От Покровки до Новых Решёт — около десяти километров. Это, пожалуй, последний участок в районе, где не было дороги с твердым покрытием. Но скоро будет. В областном бюджете нашли средства, и работа закипела. Полотно уже подготовлено, а от окраины Новых Решёт уже возвышаются по обочине кучи щебня. К концу лета обещали все завершить, и жить в некогда бесперспективном селе станет еще лучше и удобнее.