Нужна ль крестьянину овца?
Этот вопрос приобретает особое значение для Сибирского региона в связи с тем, что около 60 процентов мясных продуктов завозится сюда из стран ближнего и дальнего зарубежья. При этом в силу отсутствия должного контроля они имеют низкие экологические, качественные показатели. Постоянная угроза распространения птичьего гриппа в России может сократить потребление птичьего мяса, что, несомненно, создаст дополнительные сложности в питании населения. В связи с чем возникнет острая необходимость изыскания новых экономически выгодных, высокопитательных продуктов питания.
До настоящего времени по ряду объективных и субъективных причин недостаточно используется населением Сибирского региона (в том числе Новосибирской области) такой ценный продукт, как баранина. Сегодня на ее долю приходится около 1,5 процента в общем мясном балансе (против 4,6 процента в 1989 году). А в самой отрасли в условиях перехода к рыночной экономике сложилась критическая ситуация. В стране произошло обвальное сокращение поголовья овец со 155 миллионов (в 1989 году) до 16 миллионов (в 2005-м). Этот процесс не обошел стороной и Новосибирскую область. Наши отары во всех категориях хозяйств уменьшились соответственно по годам с 980 000 до 12 000 голов. В животноводстве овцеводство оказалось экономически наименее защищенным, что обусловило резкий спад, а чаще ликвидацию поголовья. Оно практически исчезло в Кемеровской, Томской областях и в большинстве районов Новосибирской области. Процесс этот особенно усилился в последние годы. Каковы причины?
Прежде всего сказалось отсутствие государственной политики, направленной на поддержку отечественного овцеводства. Началось все с того, что в конце восьмидесятых годов прошлого столетия из-за рубежа завезли большое количество шерсти по низким ценам. Фабрики первичной переработки обеспечили ею, как минимум, на ближайшие пять лет. Так отечественная шерсть стала невостребованной. На российский рынок широким потоком хлынули импортные шерстяные изделия и меховое сырье. В области стали закрываться цеха и комбинаты по переработке отечественного сырья. Диспаритет цен на машины, механизмы и овцеводческую продукцию без должной государственной дотации усугубил ситуацию. В таких условиях отрасль была обречена на банкротство и уничтожение.
От худого семени не жди хорошего племени
Но, с другой стороны, на состоянии отрасли отразилось укоренившееся в подсознании россиян мнение, будто держать овец невыгодно, будто эта отрасль неприбыльная, экономически затратная и так далее. При более пристальном рассмотрении все это оказывается лишь досужими рассуждениями обывателей, которые скоро в России и картошку сажать не будут. А связаны они с тем, что исторически вес овцы на крестьянском подворье не превышает 30 килограммов. При этом тушка ее весит не более 9 — 12 килограммов. И она имеет низкое качество. Тогда как у нас есть овцы сибирского типа советской мясошёрстной породы, молодняк которых в условиях Новосибирской области в возрасте семи с половиной месяцев достигают до 65 килограммов живого веса при массе тушки до 25 килограммов с высокой качественной характеристикой.
«От худого семени не жди хорошего племени», — говаривали на Руси. При анализе состояния овцеводства в крестьянских хозяйствах оказалось, что многие десятилетия не только в области, но и во всем Сибирском регионе использовались в качестве производителей маловесные, беспородные животные, от которых получали потомство, не пригодное для выращивания. Кроме того, во многих районах в результате многолетнего близкородственного разведения получали потомство нежизнеспособное. Поэтому сейчас в сохранившихся крестьянских, фермерских и других хозяйствах, где разводят еще овец, нужно срочно провести анализ на предмет племенного потенциала. И по результатам его рекомендовать для воспроизводства использовать баранов различных районированных пород. Например, мясошубную романовскую или овец грубошерстного направления кулундинской породы, которые более всего подходят для разведения в наших условиях. При хорошей плодовитости они не требовательны к кормлению и содержанию. Хороший эффект в условиях Новосибирской области дает использование баранов курдючной породы «Эдильбаевская». Так, в Карасукском районе (крестьянское хозяйство «Хохуля») при использовании баранов этой породы молодняк в 10-месячном возрасте после нагула по жнивью давал в среднем тушку весом до 23,5 килограмма. От каждой головы реализованного молодняка получено в среднем по 2500 рублей чистой прибыли. Для увеличения живой массы, скороспелости, улучшения качества мясной продукции необходимо использовать баранов сибирского типа советской мясошёрстной породы. Положительный пример такого использования у нас есть в акционерных обществах «Быструха» Кочковского района, «Кубанское» Каргатского района и других хозяйствах.
Овца идет за комбайном
В условиях рыночных отношений на овцеводство нужно взглянуть еще и как на возможность более эффективного и рационального использования кормовых и трудовых ресурсов для производства дешевой продукции. Хозяйства области, располагающие большим количеством естественных пастбищ и сенокосов, могут смело сделать овцеводство основным (а в некоторых случаях и единственным) средством производства, которое обеспечит полное использование сельхозугодий. В области имеются сотни тысяч гектаров брошенной земли. Овца — единственное животное, биологически приспособленное к эффективному использованию дешевого пастбищного корма при минимальном потреблении концентратов.
У нас в стране забыт дешевый способ наращивания мяса — нагул овец сразу же после уборки зерновых по жнивью. Почему в Германии с высокоразвитой структурой и высокой технологией вслед за зерноуборочным комбайном пускают группу (примерно 50 — 60 голов) овец? Согласно статистике, в области по разным причинам на полях остается после уборки до 16 процентов (а в отдельных хозяйствах до 30 процентов) зерна. Это самый дешевый, лучший, беззатратный корм для нагула овец. За неделю-полторы овца достигает высшей упитанности на жнивье, жировой полив туши — 0,5 — 0,7 сантиметра.
Рентабельна и эффективна
Хотя у нас широко бытует мнение об экономической неэффективности овец в том или ином районе. Поэтому их вывели даже в овцеводческих регионах. Вот безрадостная статистика: в 1975 году в сельхозпредприятиях Искитимского района имели 17199 голов овец, в 2005-м — 65. В Ордынском, соответственно, — 33360 и ноль. В Колыванском районе было 17791, сейчас их нет ни в одном хозяйстве. И это рядом с Новосибирском! Близость такого большого рынка сбыта дает все условия для реализации. Что мешает этому? Дело в том, что в новые экономические условия не вписывается вековая привычка продажи мяса (любого, в том числе и баранины) тушами. Это невыгодно. Тем более при наличии посредников. Рынку сейчас нужна технология переработки — эффективная предварительная подготовка туш (разрубка, распиловка, обвалка и так далее), а также реализация полуфабрикатами. Это дает значительную выгоду прежде всего крестьянину. А потому нам необходимо целенаправленно развивать договорную систему: рынок — потребитель — производитель и основательно заняться разработкой новых нормативных положений, поднимающих интерес местного производителя к внедрению современных технологий переработки.
Исследования показали: килограмм баранины (по ценам 2005 года), реализованный через торговую сеть методом целой тушки с разрубом, стоил 95 рублей. Килограмм же баранины, подготовленной по технологии «гриль», стоил 246 рублей. Разница очевидна. И у нас в области есть примеры освоения новых технологий переработки баранины. Хорошую оценку при дегустации получила, например, колбаса «Баранья», которую в виде эксперимента изготовили на Чистоозерном мясокомбинате. Повсеместно пользуется спросом у наших жителей шашлык. Из какого мяса его только не делают! Но ведь настоящий шашлык, он из баранины. Однако его купить практически невозможно.
Есть спрос и на бараньи полуфабрикаты. Однако их нет в продаже. Тогда как производство полуфабрикатов можно организовать не только в прилегающих к промышленным центрам районах, но и в отдаленных. Вот только один пример из жизни. В Маслянинском районе открылся международный горнолыжный центр, появились богатые отдыхающие, и возник спрос на качественные продукты, в том числе и на деликатес, каким является баранина. Но ее в районе нет. По словам местного фермера Алексея Ивановича Макарова, цена баранины в прошлом году доходила до 190 — 200 рублей за килограмм. Разве такая цена — не выгода для крестьянина?
Ждем, когда придут китайцы?
За последние 15 лет по основным показателям овцеводство, как сельскохозяйственная отрасль, отброшено на 35 — 40 лет. Столько времени нам потребуется, чтобы вернуться к уровню конца 80-х годов прошлого столетия. В Сибири с ее просторами и многочисленным населением баранина практически не производится. А между тем наш ближайший сосед — Китай — занимает первое место в мире по поголовью овец, производству шерсти и баранины. Что ж, мы ждем, когда они приедут и разведут у нас овец? Неужели опыт с контрабандной свининой нас ничему не научил? И мы забыли напрочь о продовольственной безопасности страны?
Овцы могут давать прибыль и в малом крестьянском, и в большом государственном хозяйстве. Для этого, как я уже говорил, нужны племенные животные, хорошо приспособленные к сибирскому климату, центры поставки племенных овец (хозяйства-репродукторы, которых нет в области), необходимо обеспечить также использование недорогих, но эффективных технологий — ведения отрасли, переработки продукции и ее реализации. И, конечно, один из главных вопросов — кадровый. Необходимо воссоздать у нас этот самый важный потенциал. Нам надо находить и воспитывать людей, которые душой преданы этому делу, заинтересованы в его развитии. Таких, как П. А. Шилин — директор акционерного общества «Быструха» Кочковского района, или А. Г. Ляхов, возглавляющий акционерное общество «Кубанское» Каргатского района, и других.
Решить эти и ряд других крупных вопросов без государственной поддержки, разумеется, не удастся. Требуется не только определенная федеральная политика, основанная на расчетах, экономической выгоде для производителя и государства, но областная поддержка. Необходимо на месте поддержать интерес производителя (мелкого в первую очередь) к этому направлению сельхозпроизводства.
С сожалением приходится констатировать, что программа развития овцеводства и козоводства в Новосибирской области на 2005 — 2010 годы, разработанная совместно учеными СибНИПТИЖа и НГАУ и представленная в департамент АПК, осталась без ответа. Специалисты ее разрабатывали по просьбе областной администрации в 2005 году. И тем более удивительно, что недавно практически были ликвидированы племенные хозяйства по овцеводству — ЗАО «Запрудихинское» Краснозерского района и племенной завод «Медведский» Черепановского района. А кто ответит на вопрос, почему акционерное общество «Быструха», практически готовое к переводу в категорию племенных репродукторов (последнее хозяйство, где были овцы мясошёрстного направления), подлежит ликвидации? В этих сельхозпредприятиях было сосредоточено все лучшее, что знала по овцам Западная Сибирь. И не только Сибирь.
На создание овец сибирского типа потребовалось 26 лет упорной работы производственников и ученых. Опыт выращивания овец показал, к примеру, что лучшие овцы этого типа, завезенные в 1947 году в нашу область из Англии, жили в сибирских условиях не более 24 лет. Для постоянного разведения нам нужны животные, адаптированные к местным условиям. В 80-е годы в Чановском районе была создана племенная ферма шубных овец романовской породы. Эта овца пользовалась спросом крестьянско-фермерских хозяйств. Она самая многоплодная, с прекрасными шубными качествами и хорошо приспособленная к условиям мелкого содержания.
В настоящее время идет работа по созданию фермы шубных овец в Болотнинском районе. Но завоз чистопородных животных из европейской части России — дело дорогое, тем более без финансовой поддержки. При успешной работе, если будет федеральная финансовая поддержка научной работы, планируется создание хозяйства-репродуктора по шубным овцам с целью дальнейшего их распространения в отдаленные районы (Кыштовский, Усть-Таркский, Чистоозерный, Северный и другие), а также для поддержания крестьянского овцеводства.
В последние два года значительно возрос спрос на овец со стороны частных хозяйств Тогучинского, Искитимского, Маслянинского и других районов. Много запросов от населения Кемеровской и Томской областей. Поэтому необходимость поддержки этой отрасли федеральным, городским руководством и частными спонсорами вполне очевидна. Овцеводство необходимо жителям Сибири как источник качественных продуктов питания и как экономически целесообразное направление развития животноводства.