Под родительским контролем
О том, что такая форма гражданского контроля над Вооруженными силами должна как можно быстрее появиться в армии, вице-премьер впервые заявил на совещании руководящего состава ВС РФ, проходившем в ноябре. Тогда он подчеркнул: «Каждая мать солдата имеет право знать, где и как служит ее сын».
И вот накануне Нового года по частям, соединениям, флотам и флотилиям был разослан приказ министра о родительских комитетах. Суть его в следующем.
В десятидневный срок с момента прибытия призывника в воинскую часть заместитель командира по воспитательной работе обязан проинформировать родителей о том, где служит их сын, о распорядке дня и условиях быта, о денежном, вещевом и продовольственном довольствии, которое ему полагается, о медицинской помощи и культурном досуге, о правах и, естественно, об ответственности, налагаемой службой в Вооруженных силах, о возможности получения гражданской специальности в армии и о социальных гарантиях для военнослужащего и для его родителей.
Комментируя это положение, Сергей Иванов сказал: «В армии есть, конечно, секреты, но далеко не всё в Вооруженных силах является секретным. Я считаю, что такие вопросы, как жизнь и быт военнослужащих по призыву, должны быть открыты для гражданского контроля, а лучшим гражданским контролером являются родители — мать и отец солдата».
Поэтому тем же приказом предусмотрено и посещение родителями воинских частей, которое возможно в любой праздничный или выходной день. Причем родственники смогут не только повидаться с сыном, но и проверить, как он питается, посмотреть, где спит и отдыхает, даже побывать на занятиях по боевой подготовке.
Однако воинская часть — не пионерский лагерь, и каждое воскресенье туда ездить не будешь. Но чтобы родительский контроль был постоянным, в приказе существует пункт о родительском комитете. Это совещательный и консультативный орган, который будет работать на общественных началах при каждой воинской части. Его главной задачей определена помощь командованию «в укреплении воинской дисциплины и правопорядка, профилактики правонарушений среди личного состава, сплочения воинских коллективов и обеспечения безопасности военной службы».
И хотя решения родительского комитета носят рекомендательный характер, он имеет право в случае неприятия мер командованием воинской части обращаться к вышестоящему должностному лицу, вплоть до министра обороны. А командиры, кстати, обязаны «оказывать содействие родительскому комитету и создавать необходимые условия для его деятельности».
Члены родительских комитетов теперь будут включаться и в состав призывных комиссий при военных комиссариатах, на которые в последнее время так много нареканий. По мнению Сергея Иванова, мимо такого гражданского контроля не проскочит не только ни одно нарушение функционера в комиссии или в военкомате, но и ни одна симуляция призывника.
Как ожидает министр обороны, польза будет взаимная: «Это важно и для армии, потому что обратная связь от родителей до командиров позволяет нам поддерживать порядок, дисциплину, нормальный психологический климат в воинском коллективе».