USD 101.6797 EUR 106.1028
 

Личные проблемы государственного масштаба

Марианна ДАНИЛОВА. Фото Владимира ДУБРОВСКОГО.
005-09.jpg
005-09.jpg



Организованная при содействии представительства Новосибирской области в Москве встреча новосибирских журналистов с представителями Росстроя РФ, начавшаяся с бодрого отчета о реализации программ господдержки, неизбежно натолкнулась на эту нестыковку возможностей и потребностей. Представляем вашему вниманию лишь некоторые из прозвучавших тем.

Мучение процентами
Федеральная подпрограмма господдержки молодых семей при приобретении жилья работает с 2002 года, и к сегодняшнему дню в корне поменялись ее цели и задачи. Если раньше подпрограмма была направлена на решение демографических вопросов и основным механизмом было получение за каждого родившегося ребенка определенных компенсаций стоимости жилья, то сегодня документ направлен на развитие механизмов ипотечного жилищного кредитования. Теперь молодежь, имеющая право на господдержку, может получить в качестве первоначального взноса при оформлении жилищного ипотечного кредита до 40 процентов от стоимости приобретаемой квартиры. При этом 10 процентов затрат берет на себя федеральный бюджет, 25 процентов — субъект РФ и муниципалитет, в котором проживает молодая семья. Плюс к этому — в случае рождения ребенка — 5 процентов семье также выделяется из бюджета родного региона.

По оценке начальника Управления развития рынка доступного жилья Росстроя РФ Сергея Баринова, 2006 год был особенно сложным для государства, пытавшегося сохранить уже взятые на себя обязательства по данной «молодежной» подпрограмме (с 2003 года порядка 50-ти субъектов РФ участвовало в проекте) и одновременно запускать новый — видоизмененный — механизм поддержки. По старому, «демографическому», варианту программы от субъектов были приняты заявки на 640 миллионов рублей, на реализацию новой версии программы в минувшем году из федерального бюджета в регионы было направлено уже порядка полутора миллионов рублей.

Однако федеральный бюджет предоставляет далеко не всем молодым семьям возможность участия в «молодежной» программе господдержки при приобретении жилья. Многие вынуждены решать свои жилищные проблемы без участия государства, и справедливости ради нужно отметить, что ситуация сегодня изменилась в лучшую сторону — по крайней мере, появилась возможность (для кого-то пока весьма призрачная, для кого-то вполне реальная) взять ипотечный кредит и приобрести жилье. Правда, условия, которые выдвигают коммерческие банки, для той же молодой семьи не самого низкого достатка, мягко говоря, далеко не выгодны. К примеру, за ипотечный кредит на однокомнатную квартиру стоимостью порядка миллиона рублей нужно будет рассчитываться в течение 20 лет, и итоговая сумма выплат практически втрое превысит первоначальную рыночную стоимость этого жилья. Львиная доля погашения кредита уйдет на проценты. Государство не может напрямую диктовать условия коммерческим банкам по снижению ипотечных процентных ставок, зависящих от общей экономической ситуации в стране. Тем не менее параметры, заложенные в федеральной целевой программе «Жилище», в том числе рассчитаны на то, чтобы до 2010 года процентная ставка была снижена до 8-ми процентов. По расчетам Министерства экономического развития и торговли, ниже этого барьера банки опуститься не смогут. Так что пока «бесквартирные» молодые пусть подождут, а счастливчики с ипотекой «в кармане» — помучаются. Правда, дешевле жилье к 2010 году вряд ли станет, но это, как и общий низкий уровень доходов в стране, уже другой вопрос.
Для усиления борьбы за снижение процентных ставок Правительством РФ создано Агентство по ипотечному кредитованию, и достаточно серьезные деньги выделяются на предоставление государственных гарантий на финансирование ипотечных кредитов. Но, по мнению Сергея Баринова, государственная поддержка не должна существовать вечно — мы должны строить нормальный рынок, как в Европе и в Америке, где несущественная по нашим меркам процентная ставка по жилищным кредитам позволяет большому количеству населения достаточно свободно приобретать крышу над головой. Но там и зарплаты, и в целом экономика — другие. У нас же пока спрос на жилье намного превышает предложения (жилья попросту мало), а рост реальной стоимости недвижимости намного обгоняет повышение уровня доходов.

Только убеждение...
Подпрограммы федеральной программы «Жилище» — «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» и «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» — были приняты в 2002 году. Сегодня эти программы не действуют, но и проблемы, которые они были призваны решать, не устранены. Мотивация замораживания этих программ — принятие новых документов, регламентирующих подготовку площадок инженерной инфраструктуры, господдержку молодых семей и граждан, перед которыми у государства определенные обязательства. Предполагалось, что с помощью новых программ в том числе будут решены задачи старых, так и не воплощенных в жизнь. Сегодня специалисты Росстроя и сами признают, что данная мотивация «не имеет реализации», и другими документами не удастся «подменить» одни из самых сложно разрешимых дилемм жилищно-строительной сферы.

Чтобы государственные обязательства не повисли в воздухе молчаливым укором и ясно слышимым народным ропотом, пришлось составлять новый документ — Концепцию по модернизации жилищного фонда. Пока этот очередной «свод правил на бумаге» прорабатывается, но окончательного ответа на риторический вопрос — быть ему или не быть — так и не имеется. Кстати сказать, новоявленная идея концепции, во-первых, все так же предусматривает решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья за счет совместных усилий федерального и местных бюджетов, а во-вторых, дополнена «новой» старой проблемой капитального ремонта жилого фонда.

По ремонту объектов коммунальной инфраструктуры разработаны правила, изменяющие механизмы участия субъектов в этом процессе так, чтобы условия попадания в программу для российских территорий были равнодоступными. Но главная цель — бережное отношение к федеральному бюджету, чтобы не дробить его средства на мелкие суммы. По новым правилам, минимальная сумма на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры для одного региона взамен прошлых полутора — трех миллионов рублей составит 40, максимальная — 120 миллионов рублей. Специалисты надеются, что появится большая прозрачность реализации этой программы, так как сразу после того, как будет проведен конкурс и подведены его итоги, на сайте Росстроя РФ будут показываться результаты и размеры конкретных сумм для каждого субъекта-победителя. При этом регионам на откуп отдается выбор объектов, подлежащих реконструкции. Проценты финансирования — 42 от федерального бюджета, об оставшейся части должны позаботиться субъекты и муниципалитеты. Привлечение инвесторов в данном процессе только приветствуется. Однако частники как-то неохотно вкладывают собственные средства без ощутимой поддержки государства. По мнению специалиста Росстроя РФ по программам в жилищно-коммунальном комплексе Николая Семенова, в общении власти и бизнеса в регионах при решении проблемы ремонта коммунальной инфраструктуры большую роль играет политическая воля управленцев на местах. Убеждать их нужно, убеждать...

Новосибирская область не прошла отбор и не попала в федеральную программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2007 год. Аргументы более чем интересны, вот один из них: по словам специалистов Росстроя, в Новосибирской области аварийным признано лишь 2,8 процента от общего объема жилфонда, что не дотягивает до необходимых среднероссийских 3,2 процента. Возражения не принимаются, статистика — наука точная. Тем более в регионе есть собственная подпрограмма по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в которую деньги субъекта вкладываются с 2002 года. Кроме того (тьфу-тьфу), не было серьезных аварий, а раз гром не грянул...

Таким образом, государство во многом, так сказать, ступенчато перекладывает свои функции на местный уровень, «перекидывая» полномочия финансирования с федерального на региональный, с регионального на муниципальный, с муниципального — на частный уровень.

Новосибирская область не прошла отбор и не попала в федеральную программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2007 год. Аргументы более чем интересны, вот один из них: по словам специалистов Росстроя, в Новосибирской области аварийным признано лишь 2,8 процента от общего объема жилфонда, что не дотягивает до необходимых среднероссийских 3,2 процента.

Фотографии статьи
005-09.jpg
005-10.jpg
005-10.jpg