Почем пьем?
В эту сумму входят все налоги и себестоимость затрат на производство.
Чего можно ожидать российским потребителям и производителям алкогольной продукции от этого и других нововведений и каким путем лучше идти в деле упорядочения на алкогольном рынке страны? Тему комментируют законодатели и специалисты.
Председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов:
— Сегодня решаются многие вопросы государственных монополий на оборот спирта и алкогольной продукции — на подходе принятие закона, который фактически приведет к государственной монополии на оборот спирта.
Недавно Министерство финансов РФ вышло с инициативой о создании «народной водки». Это еще одна мера по наведению порядка в обороте алкогольной продукции — то, что меры, направленные на это, сегодня российскому рынку необходимы, сомнений ни у кого не вызывает. Одна из основных проблем здесь — расчет производителей с государством: до половины и более возможных сборов проходит мимо российской казны. В этой ситуации есть предложение перевести сбор акцизов на производителей спирта и выровнять акцизы на все виды спиртов — питьевой, технический, медицинский. Так государство постарается отбить желание у предприятий использовать облагаемый меньшим акцизом технический спирт в качестве более дорогостоящего питьевого.
Сегодня действуют «серые» схемы, когда изготовители спирта и алкогольной продукции вступают в преступный сговор, и поставки на заводы, производящие алкогольную продукцию, идут через разных посредников. По документам спирт продается одному посреднику, а покупается заводом у другого, и тот, и другой посредники при этом — фирмы-однодневки. В результате реализации таких схем большие суммы уходят из оборота и переходят в тень. Создание государственного предприятия-монополиста по обороту спирта поможет избежать этих «серых» схем — продавать и покупать спирт можно будет только через него.
Минимальная цена бутылки водки по налогам (без себестоимости производства) сегодня составляет 38 рублей. В эту стоимость входит акциз и НДС. Более низкая цена говорит о том, что это спиртное находится в теневом секторе, оно привлекает интерес покупателей, которые хотят купить не качественную, а дешевую водку. Спрос на дешевую продукцию обеспечивается на трассах, в ларьках, и такой оборот данной продукции достаточно сложно контролировать. Здесь появляются проблемы не только налогообложения, но и низкого качества продукции, употребление которой приводит к заболеваниям или даже летальному исходу. По данным органов статистики, около 30 тысяч наших сограждан в год умирают от употребления некачественной алкогольной продукции. Поэтому нужно производить не дешевую водку, а, наоборот, установить минимальную розничную цену на алкогольную продукцию — исходя из суммы налогов и минимальной расчетной себестоимости. Тогда любая бутылка, которая появится в продаже дешевле минимальной установленной розничной цены, будет признана суррогатом и продуктом, который не может быть официально на прилавках.
Член комитета Новосибирского областного Совета депутатов по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Юрий Рыбаков:
— Монополия государства в этой сфере сегодня утеряна, и процесс ее восстановления только ведется. «Народная водка» — очередной шаг на пути нормализации российского алкогольного рынка. Более радикальные депутаты таким образом предлагают идти в этом процессе не мелкими шажками, а установить действенный контроль над оборотом алкогольной продукции.
Ранее федеральным законом были установлены изменения, согласно которым физические лица лишались права на розничную торговлю алкогольной продукцией. Согласно изменениям в нашем региональном законе «О лицензировании и розничной продаже алкогольной продукции на территории Новосибирской области», принятом в марте 2006 года, только юридические лица могут осуществлять торговлю спиртными напитками. Также закон устанавливает полномочия регулирования выдачи лицензий на право заниматься этим видом предпринимательской деятельности. В частности, это ограничения по уставному капиталу, по времени торговли.
Уже сегодня розничная продажа алкогольной продукции становится государственной. Лица, желающие присутствовать на этом рынке, должны представить целый пакет документов, причем выдержать лицензионные требования, условия, запрещающие реализацию, в том числе и некачественной продукции. То есть определенные рычаги управления монополией у государства есть уже сегодня. При этом мы в Новосибирской области не передали эти полномочия на уровень органов местного самоуправления, а сконцентрировали их в одном лицензирующем органе.
Представитель одного из известных новосибирских алкогольных производств — президент производственно-коммерческой ассоциации «Сибирский бальзам» Сергей Проничев:
— Есть такой анекдот: мужик на базаре торгует орехами — по рублю стакан. У него спрашивают: «Перепродаешь?». — «Да». — «А почем покупаешь?». — «По рублю стакан». — «А почему продаешь без всякой моржи?». — «Да, люблю шорох орехов». По-моему, «Росспиртпром» тоже любит «шорох орехов». Себестоимость любой легальной водки — 54—55 рублей за бутылку, и большую часть цены — 42 рубля — составляет акциз. Выпуск напитка без прибыли означает невозможность замены оборудования, развития производства. Проект «народная водка», по моему мнению, запускается, чтобы «оживить» заводы, принадлежащие ФГУП «Росспиртпром», 80 процентов из которых или простаивают, или только запущены.
Сегодня законодательная власть ратует за то, чтобы государство монополизировало торговлю водкой, но основная масса магазинов, реализующих алкогольную продукцию, давно приватизирована. Нужна госмонополия на спирт: оставшиеся в стране предприятия по производству алкогольных напитков государство должно национализировать, чтобы спирт выпускался на одном госпредприятии. Тогда водка у каждого предприятия будет выпускаться из нормального сырья и по одной цене, и производителям останется бороться за разнообразие, качество и внешнее оформление продукции.