Куда пойдет атом?
Решено было не упускать возможность с участием Антона Баденкова и генерального директора НЗХК Владимира Разина обсудить проблемы, перспективы развития отрасли атомной энергетики. На днях такая встреча в Новосибирске состоялась, вызвала большой интерес печатных и электронных средств массовой информации.
Облачившись в традиционно белую одежду атомщиков, Анатолий Квашнин ознакомился с технологией выпуска ядерного топлива для энергетических реакторов, цехом литиевой продукции и участком производства цеолитных катализаторов для нефтехимической промышленности.
Сибирь согреет... Индию
Что такое Новосибирский завод химконцентратов сегодня? Насколько безоблачно его будущее? На что может рассчитывать атомная энергетика в ближайшее время? Какие инновационные технологии уже сегодня под силу новосибирскому предприятию? Вопросов у журналистов была масса. Вместе с сопровождавшими его специалистами НЗХК и корпорации «ТВЭЛ» Анатолий Васильевич дал расширенную пресс-конференцию прямо в заводских цехах.
Чтобы четко представлять, чем занимается шеститысячный коллектив НЗХК, надо знать, что 75 процентов всего объема производимой здесь продукции — ядерное топливо для энергетических реакторов, 12 процентов продукции составляют твэлы (тепловыделяющие элементы), пять процентов — литиевая продукция и восемь процентов — прочие товары.
Производство ядерного топлива для атомных электростанций, для исследовательских реакторов России и некоторых зарубежных стран — явно приоритетное направление акционерного общества «Новосибирский завод химконцентратов». Выпуск такого топлива здесь освоен чуть больше четверти века назад. Предприятие производит и поставляет ядерное топливо для атомных электростанций (АЭС), например, таких стран, как Украина и Болгария. Изготовлено и находится на ответственном хранении топливо для строящейся атомной электростанции «Бушер» (Иран). Завод планирует отгружать топливо и для АЭС Индии.
Тепловыделяющие сборки, составной частью которых и являются твэлы, отправляются на Балаковскую, Нововоронежскую и Ростовскую атомные электростанции в нашей стране, на Ровненскую, Запорожскую, Хмельницкую и Южно-Украинскую АЭС в Украине, на объекты мирной атомной энергетики «Козлодуй» в Болгарии и «Тяньвань» в Китае.
Деньги из воздуха? Можем!
Завод химконцентратов — стабильно работающее предприятие. К примеру, в 2005 году им получено 514 миллионов рублей чистой прибыли, продукции выпущено на 4,8 миллиарда рублей.
Здешние специалисты в постоянном творческом поиске. Это неудивительно: именно такого подхода требуют сегодняшнее время, современный менеджмент. Похоже, тут научились делать деньги даже из воздуха — конечно, тратя на это немалые собственные средства...
— В прошлом году у нас начата эксплуатация новой установки по производству газообразного азота из воздуха. Осваиваем производство водорода и кислорода. Водород используется в наших технологиях. А кислород вполне востребован для продажи, — рассказывает генеральный директор НЗХК Владимир Разин.
И все же основные производственные объемы «куются» в цехах, выпускающих ядерное топливо и тепловыделяющие сборки. Здесь тоже не дремлет инженерная, конструкторская мысль. Рынок требует все более совершенных товаров, в том числе и в сфере функционирования атомной энергетики. Год 2006-й ознаменовался для предприятия тем, что тут шло освоение новых и модернизированных видов топлива для ядерных энергетических реакторов. В это же время изготовлена и опытная — эффективная, экономичная — топливная сборка для перспективного реактора ВВЭР-1500. Такой реактор мощностью 1500 МВт пока еще проектируется.
Работают заводчане и по программе снижения обогащения ядерного топлива для исследовательских реакторов. Совместно с отраслевыми научно-исследовательскими институтами заводчане разработали новые конструкции и технологии изготовления твэлов с использованием уран-молибденового сплава.
Катализаторы — расход и доход
Один из крупнейших инновационных проектов специалистов НЗХК — создание производства по выпуску катализаторов на основе цеолитов для процессов переработки нефти и газового конденсата. Активное участие в разработке приняли ученые института катализа Сибирского отделения Российской академии наук.
— Сейчас идет отработка технологии, — сообщил Владимир Разин. — Уже в декабре текущего года мы намерены получить первую продукцию — катализаторы. Первая очередь рассчитана на выпуск 150 тонн катализаторов в год. Завод инвестировал сюда 116 миллионов рублей собственных средств. Запланировано строительство и второй очереди — на 600 тонн. Надеемся, что опыт первой очереди позволит значительно сократить затраты на сооружение второй очереди. И если нефтехимическое производство в стране будет развиваться, можно увеличить выпуск катализаторов до 1100 тонн в год.
Катализаторы — расходный материал. Был — и нет. Однако такой расход обернется неплохими доходами. Катализаторы для нефтехимической отрасли — вещь великая. Достаточно сказать, что их применение увеличивает на 20 процентов выход бензина при переработке нефти, дает возможность получать морозоустойчивое дизельное топливо.
А будет ли рынок сбыта? Он уже есть. Завод активно занимается маркетингом, участвует во всех нефтехимических выставках, проходящих в Москве, Уфе, Тюмени. Продукцией известного в стране новосибирского предприятия интересуются. Портфель заказов постоянно пополняется. Уже обеспечены договоры на реализацию по меньшей мере 80 тонн катализаторов.
Огоньки карты, зажгитесь!
Двадцать лет назад, в 1986 году, на стене цеха № 10 по производству ядерного топлива Новосибирского завода химконцентратов появилась огромная электрифицированная карта. Лампочки мигали в точках тех городов тогдашнего СССР, где уже работали или должны были появиться атомные электростанции. Под эти объемы и строился десятый цех. Карта там по сей день, да вот планы оказались на длительный срок замороженными.
Значками буквально испещрена европейская часть большой страны. Меньше лампочек в Сибири. Была у разработчиков грандиозного плана идея построить АЭС и в Новосибирске. Строительства не будет. А вот Томск — еще под вопросом.
— Лично я — за то, чтобы построить АЭС в Томске, — высказывает свою точку зрения Анатолий Квашнин. — Там есть мощнейший комбинат, его базу нам никак нельзя потерять. И территория имеется, и кадры пока еще сохранены. Так что можно спокойно, выгодно (прибыльно) для государства строить АЭС в Томске. Если говорить об энергетике страны вообще, то стратегический курс в ней — на увеличение доли выработки электроэнергии за счет атомных электростанций. И завод химконцентратов — предприятие, на которое такая программа может надежно опираться. Атомная энергетика — отрасль не исчезающая, а приобретающая одно из основных мест в системе нашей экономики. Не будем забывать, что это отрасль высоких технологий, дающая рост образовательному потенциалу страны. Отсюда — мостик и к национальным проектам, намеченным для реализации в нашей стране. У нас в Сибири — огромный сырьевой, научный, высокотехнологичный потенциал, который необходимо использовать. На том же НЗХК применяются технологические цепочки мирового масштаба, которые у нас просят даже японцы. Вывод такой: можем, если хотим.
Полпреда не менее заинтересовали и другие производства завода химконцентратов. Большие резервы, по его мнению, например, у литиевого производства, где можно наладить выпуск аккумуляторных батареек, закупаемых сегодня за границей.
Корпорации — десять лет
Да, акционерному обществу «ТВЭЛ», объединяющему крупнейшие предприятия атомной энергетики нашей страны, в 2006 году исполнилось десять лет. С этой первой круглой датой корпорацию поздравил руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко. Сотрудников современной холдинговой структуры тепло приветствовал в дни торжеств и руководитель администрации Президента Российской Федерации Сергей Собянин, который, кстати, является председателем совета директоров акционерного общества «ТВЭЛ».
На заковыристый вопрос одного из журналистов, какие новые возможности открывает председательство столь высокой должностной величины в совете директоров, представитель московской структуры ответил так:
— Я бы поставил вопрос иначе: какую дополнительную ответственность это накладывает? Мы ясно осознаем, что внимание на столь высоком уровне проявлено не только к корпорации «ТВЭЛ», но и ко всей атомной отрасли. А на поддержку мы тоже рассчитываем. Сама возможность обратиться к председателю совета директоров и одновременно к руководителю президентской администрации — это большая опора для взаимодействия с федеральными органами власти и управления. Важно только не сбиваться на мелкотемье. Надо ставить и решать вопросы, определяющие стратегическую перспективу России.
За объединение усилий предприятий отрасли — и полпред Анатолий Квашнин:
— Через создание корпорации мы выходим на развитие атомной электроэнергетики, на расширение рынка продукции во всем мире. За счет кооперации предприятий можно получать высокий дополнительный эффект. Именно к этому и стремится «ТВЭЛ».
Избави Бог
Бог-то Бог, да и сам не будь плох. Об этом на заводе химконцентратов помнят постоянно. Охране окружающей среды и безопасности производства здесь подчинено едва ли не все. Реализуется специально разработанная экологическая политика. Работает программа управления отходами. Налажена переплавка загрязненного лома нержавеющей стали.
Завод выдержал весьма авторитетный международный аудит на безопасность. В 2006 году НЗХК стал первым в атомной отрасли и в Новосибирске предприятием, сертифицированным на соответствие международному стандарту по охране здоровья и безопасности труда.
И все же тень, брошенная двадцать лет назад чернобыльской аварией на всю атомную энергетику, нет-нет да и вносит коррективы в отношение к планам отрасли на будущее. И стоит только пронестись по миру волне рассуждений о якобы попытках неких сил создать «грязное» ядерное оружие или применить атом в качестве серьезной отравы, это вызывает в обществе известную долю психоза. И тогда даже таким высокопоставленным чиновникам, как Сергей Кириенко, приходится с высокой трибуны доказывать благовидность и высокую эффективность деятельности отрасли.
Да, пока это все так.
В Новосибирске разговор о безопасности производства ядерного топлива прошел в нормальном, конструктивном русле.
— Мы ничего не будем делать в ущерб безопасности производства, — заверил высокопоставленный представитель корпорации «ТВЭЛ» Антон Баденков. — Новосибирский завод химконцентратов находится в системе корпоративного управления не один год. Будут акционироваться и другие предприятия. Безопасность контролируется, будет контролироваться и впредь.
Относительно пресловутого полония-210, буквально заполонившего страницы мировой прессы, вопросов в официальной беседе журналисты не задавали. В кулуарах же услышали от специалистов предприятия, что на заводе химконцентратов этот нагнавший страху радиоактивный продукт не производится.