Нелегалы оккупируют Россию?
В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, правительства, федеральных органов исполнительной власти, научных учреждений и общественных организаций, средств массовой информации.
Инициатором проведения «круглого стола» явился депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности, член политсовета Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия» В. В. БОБЫРЕВ. Валентин Васильевич давно занимается данной проблемой, с его участием подготовлены и приняты федеральные законы, регулирующие миграционную политику государства и соответствующие поправки к ним. Мы попросили Валентина БОБЫРЕВА подробнее рассказать о прошедшем «круглом столе».
— Валентин Васильевич, чем вызвано столь обостренное внимание парламентариев, государственных структур к повестке «круглого стола»?
— Оно продиктовано, если хотите, соображениями национальной безопасности. Значительные людские и материальные потери, понесенные нашим Отечеством в ХХ веке во время войн, революций, репрессий и иных социальных потрясений, в том числе во время распада Советского Союза, привели к значительной потере ее демографического и научно-технического потенциала.
По мнению экспертов, к 2026 году при условии некоторого прогресса в рождаемости и средней продолжительности жизни, население России уменьшится только до 137 млн человек, но если сохранятся современные негативные тенденции, оно может упасть до 125 млн человек, что реально угрожает национальной безопасности, территориальной целостности нашей страны. Данная проблема становится и существенным барьером экономического роста России.
— В каких регионах эта проблема наиболее остра?
— К сожалению, население сокращается практически повсеместно в регионах, наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Особенно сложная демографическая ситуация складывается на Дальнем Востоке и в Сибири, которые составляют 70% всей территории России и где проживает 18% населения страны.
По сравнению с 1989 годом наполовину уменьшилось население Чукотки и Магаданской области, Камчатской — почти на 20%, Сахалинской — на 15%, то есть резко ухудшается демографическая структура.
Высокими показателями миграционного неблагополучия характеризуются сельскохозяйственные регионы Центрального района — особенно Черноземье. Контрастная и весьма сложная демографическая обстановка складывается на Северном Кавказе.
Приток внутренних мигрантов идет главным образом в центральные и южные регионы страны, в которых сосредоточено 80% населения. Эта территория располагается от Калининградской области до Западной Сибири и от Карелии до Краснодарского края. В результате разрушается уникальный трудовой потенциал, что является результатом неподготовленных реформ конца 80-х и середины 90-х годов прошлого века.
По состоянию на 1 декабря 2005 г. численность населения России составила 142,8 млн человек. В январе — ноябре 2005 г. отмечалось снижение числа родившихся в 79 субъектах Российской Федерации и увеличение числа умерших в 60 субъектах. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения. В целом по стране превышение умерших над родившимися составило 1,6 раза, причем в 23 субъектах — 2,0 — 2,8 раза.
В геополитической перспективе эти факторы создают реальную угрозу потери нашим государством исконно российских территорий.
— Как, учитывая эти обстоятельства, российская власть выстраивает новую миграционную политику?
— В Послании Федеральному собранию Российской Федерации президент В. В. Путин определил, что основным направлением совершенствования миграционной политики является стимулирование притока в страну «квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных», а 24 октября на Всемирном конгрессе соотечественников подтвердил, что борьба с незаконной миграцией будет осуществляться, но в то же время упростится процедура легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации. «Россия сегодня открыта для всех, кто отождествляет себя с ее судьбой».
В целях реализации этих концептуальных положений Россия ратифицировала ряд международных соглашений и конвенций, в развитие которых необходимо совершенствовать нормы законодательства. В 2006 году приняты федеральные законы, которые ввели принципиально новую систему регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, существенно облегчили процесс получения разрешений на пребывание и трудовую деятельность в России. Одновременно усилили ответственность за несоблюдение установленных правил миграционного учета и привлечения мигрантов к трудовой деятельности в России. Я полагаю, это позволит остановить стихийный характер миграционных процессов начала и середины девяностых годов прошлого века.
— Но именно в этот период, кроме социально-экономических аспектов, в миграции сформировалась еще одна ярко выраженная и весьма опасная составляющая — криминальная.
— К сожалению, это так. По оценке В. В. Путина, некоторые отечественные предприниматели пользуются выгодами нелегальной миграции, потому что бесправный иммигрант особенно «удобен» для неограниченной эксплуатации и потенциально опасен с точки зрения совершения правонарушений. Поэтому ужесточен контроль за этой сферой. Например, в прошлом году при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека в сфере гражданства и выбора места жительства выявлено свыше 16,6 тыс. нарушений, что в 5 раз больше по сравнению с 2001 годом. Они касались игнорирования установленного порядка регистрации по месту пребывания иностранных граждан, режима их проживания, правил привлечения и использования работодателями иностранной рабочей силы.
— Чем еще опасна нелегальная миграция, кроме «подрыва национальной демографии и импорта криминала»?
— Неконтролируемая миграция способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создает условия для возникновения конфликтов. Поэтому к важным задачам в сфере национальной безопасности Российской Федерации относится противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территории России со стороны других государств и пресечение незаконной миграции.
В силу ряда факторов Россия — одна из самых привлекательных в миграционном отношении стран мира. В нашей стране проживают свыше 160 национальностей, что позволяет иностранным гражданам при добром желании успешно интегрироваться в российское общество.
С 1990 года Россия — наиболее принимающая страна на постсоветском пространстве и в Европе. Например, в 2005 году с различными целями нашу страну посетили более 22,2 млн иностранных граждан и лиц без гражданства из более чем 200 стран мира, а в первом полугодии 2006 г. их число уже составило свыше 10,3 млн человек. По оценке Министерства труда Республики Таджикистан, в России находится 7% от общего количества трудоспособного населения страны. При этом нелегальные трудовые мигранты из этой страны ежегодно вывозят и пересылают домой из России более миллиарда долларов США, что в 2 раза превышает государственный бюджет Таджикистана.
По оценкам Российской академии наук, трансферты граждан СНГ из России на родину достигают 3,67 млрд долларов в год, а по данным МВД России, приезжие из ближнего зарубежья ежегодно вывозят из страны 13 — 15 млрд долларов.
Постоянно расширяется география стран выхода мигрантов и их расселения на территории страны, что диктует необходимость заключения реадмиссионных соглашений, которые в международной практике зарекомендовали себя одним из действенных инструментов борьбы с незаконной миграцией. Такие предложения направлены в адрес 28 стран, но восемь из них, выразив принципиальную готовность к рассмотрению данного вопроса, не определили сроки, два государства СНГ вообще избегают давать конкретные ответы, а три страны дальнего зарубежья высказали нежелание заключать подобного рода договоры.
В том числе и по этой причине отдельные иностранные граждане незаконно стремятся посетить нашу страну и уже на стадии пересечения границы имеют прямой умысел на совершение противоправных действий.
— Известно, что за последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов, в том числе «транзитных», возросло почти в 10 раз. Десятикратно увеличилось количество лиц, стоящих на учете в связи с закрытием им въезда в Россию. Но это не стало серьезной преградой для желающих «путешествовать» в нашу страну. Почему?
— Мигранты изобретают многочисленные приемы и уловки, разобраться с которыми быстро невозможно. Например, в первом полугодии 2006 г. в процессе иммиграционного контроля выявлено более 660 фактов использования иностранцами недействительных документов, а также свыше 1,3 тыс. случаев сообщений о себе и целях своей поездки заведомо ложных сведений.
Только небольшая группа иностранных граждан (от 1 до 20% от общего числа прибывающих) целью своего въезда в Россию указали работу.
Абсолютное большинство въезжающих иностранных граждан (в пределах от 50 до 80%), планирующих заняться трудовой деятельностью либо осесть на постоянное место жительства в России, в миграционных картах указывают цель поездки как частную или прибывают в страну по частным приглашениям. Среди указанной категории особое место занимают граждане КНР, которые через подставных лиц открывают фирмы, специализирующиеся на «торговле приглашениями» на въезд соотечественников. В качестве цели въезда, как правило, указывается формулировка: «ведение переговоров в рамках планирования совместной предпринимательской деятельности». Постоянно при осуществлении миграционного контроля выявляется несоответствие заявленных целей въезда фактическим.
— Валентин Васильевич, но большинство мигрантов хотят легально работать в России и материально обеспечивать свои семьи на родине. Это выгодно и нашей стране, особенно там, где остро не хватает рабочей силы.
— По официальным данным, за последнее десятилетие привлечение иностранных работников в экономику нашей страны возросло в 5,4 раза. Но в 2005 году легально трудились только 702 тыс. иностранцев, а фактически это количество значительно больше, что свидетельствует о несовершенстве системы учета и контроля за пребыванием иностранных граждан на территории России. Так, в прошлом году в Россию через государственную границу в пределах Оренбургской области въехало более 200 тысяч граждан Узбекистана и Таджикистана, а выехало только 80% из данного количества. Установить место нахождения более 40 тыс. иностранных граждан соответствующим ведомствам не представилось возможным. Из-за бесконтрольности за указанными процессами в России реально формируется «теневая» социально-общественная прослойка.
По различным оценкам, количество незаконных мигрантов в общем иммиграционном потоке, направленном на территорию страны, оценивается от 3 до 20 млн человек.
Подавляющее большинство из них составляют выходцы из стран СНГ (по экспертным оценкам, до 7 млн чел.), остальные — граждане азиатских и африканских стран, среди которых преобладают выходцы из Китая, Вьетнама, Индии, Бангладеш, Афганистана, Ирана, Шри-Ланки. Незаконная миграция из азиатских государств, не входящих в состав СНГ, отличается широким разнообразием способов проникновения и пребывания на российской территории, в обход установленным правилам.
По мнению специалистов, в 2005 — 2006 годы темпы незаконной миграции возросли в 3,7 раза и на одного легально работающего иностранца приходится до десяти незаконно работающих. По оценке Минздравсоцразвития России, трудовая миграция на законном основании не превышает 10 — 15%.
При этом принципиально важно учитывать, что в нашей стране значительный уровень безработицы среди экономически активного населения. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в сентябре 2006 года уровень безработицы составил более 5,2 млн человек, или 7,1% от экономически активного населения страны.
В России имеются депрессивные регионы и города, где люди хотят и умеют трудиться, но у них нет работы. А между тем мигранты наводняют и наводняют собой рынок труда.
— Существует ли понятие «разумная миграция»? Каковы ее критерии?
— По мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, пребывание иностранных граждан на территории страны в объеме 10% и более (Федеральная миграционная служба России предлагает критерий до 20%) от общей численности населения России представляет угрозу конституционным основам государства, общественной стабильности и безопасности.
При достижении этого барьера начинаются серьезные проблемы во взаимоотношениях между приезжими и коренным населением, неконтролируемое формирование компактных мест проживания иностранных граждан. Практически полностью останавливается процесс ассимиляции. Данный прогноз подтвержден и международным опытом (при определенной корреляции известными событиями во Франции).
По оценкам экспертов, удельный вес иностранных граждан к коренному населению столицы уже превысил 15-процентный рубеж.
Наиболее серьезная ситуация складывается в регионах, приграничных к Казахстану, Китаю и Корее. За последние три года фактическое количество китайцев, занятых в экономике Дальневосточного региона, в десять раз превысило количество граждан КНР, въехавших для занятия трудовой деятельностью на основании выделенных квот.
Например, в 2005 году по Амурской области количество иностранных граждан, занятых в экономике, по сравнению с 2000 годом возросло в 3,5 раза, но, как правило, они постоянно нарушают российское законодательство. В частности, соответствующие договоры между работодателями и иностранными работниками не заключаются и, соответственно, налоги и иные сборы не уплачиваются. По имеющимся данным, около 50% экспортируемого леса получают за счет пиратской вырубки и незаконной скупки в местах лесопользования. При этом в КНР принята и реализуется национальная программа охраны лесных ресурсов.
Уже сейчас граждане КНР, не имея подтверждения на право занятия трудовой деятельностью на территории Российской Федерации, работают в качестве руководителей российских фирм, где запрещено использование иностранной рабочей силы. На них работают малообеспеченные российские граждане, которые иногда вовлекаются в подготовку и контрабанду крупных партий редких видов животных и растений.
— Известно, что существованию нелегальной миграции способствуют недобросовестные работодатели, эксплуатирующие дешевую рабочую силу, используя ее чуть ли не в качестве рабов. Занимаются ли такими работодателями милиция, прокуратура?
— В целом по стране усилился контроль за работодателями. Выявлены значительные нарушения в их деятельности. К ответственности привлечено более 17,1 тыс. человек.
Недобросовестные работодатели не обеспечивают минимальные социальные гарантии и обязательства по оплате и охране труда, жилищному обустройству незаконных мигрантов, уклоняются от уплаты налогов, не делают отчислений в страховые фонды и в результате сбивают уровень заработной платы, что негативным образом влияет на российскую экономику, а также на положение российских граждан.
В 2005 году в ходе проведения таких мероприятий выявлено более 17,6 тыс. нарушений правил привлечения иностранной рабочей силы, 192,6 тыс. нарушений иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации.
По приблизительным оценкам, прямые убытки, наносимые нелегальными мигрантами, в виде неуплаченных налогов составляют 200 млрд рублей в год.
Отдельные субъекты Федерации уже имеют положительный опыт комплексного решения социально-экономических проблем незаконных мигрантов, например, Москва, Республика Татарстан, Московская и Саратовская области. В 38 регионах, в том числе в Новосибирской области, в настоящее время создаются специальные учреждения по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению. Готовятся специальные программы по работе с мигрантами, предусматривающие комплекс мер по контролю, реабилитации и профилактике деятельности мигрантов. Надеюсь, при поддержке общественности, прессы, местных органов власти удастся навести порядок в этой важной сфере.