USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Игра по новым правилам

Подготовил к печати Алексей ЖАРИНОВ.



Большая их часть касалась поправок и нововведений в Закон о выборах. Предлагаем читателям познакомиться с наиболее интересными фрагментами беседы.

* * *
2007 год будет очень богат на политические события. Впервые федеральные выборы депутатов Государственной думы 5-го созыва будут проходить по пропорциональной системе и должны состояться в первое воскресенье декабря 2007 года, по календарю это 2 декабря. Дата выборов должна быть объявлена указом президента, и можно вполне ориентироваться, что такой указ будет подписан примерно 1 сентября 2007 года.

В соответствии с Конституцией и федеральным законом России очередные выборы Президента России должны состояться во второе воскресенье марта 2008 года. Это значит, что они должны быть объявлены решением Совета Федерации примерно в начале декабря. Как это было в 2003 — 2004 годах, вы помните, одна кампания еще не завершилась, начинается другая. Учитывая позицию Владимира Путина не выдвигать свою кандидатуру на очередной срок и строго следовать Конституции РФ в части сроков полномочий, на которые может быть избрано одно и то же лицо Президентом России, значит, можно с огромной долей вероятности утверждать, что по результатам выборов у нас будет в стране другой президент. А это значит, что наверняка будет повышенное политическое напряжение, которое уже сейчас в определенной мере ощущается.

Словом, впереди нас ждет довольно интересный, политически увлекательный 2007 год.

Вопрос:
— Главный аргумент проигравших на выборах — фальсификация, подтасовка голосов избирателей в пользу их политических противников. Привлекаются ли к уголовной ответственности организаторы подтасовок? Были ли по этим криминальным фактам возбуждены уголовные дела с отменой результатов выборов?

Ответ:
— Да, были такие факты. В том числе привлечений к уголовной ответственности лиц, которые допускали фальсификацию итогов голосования на конкретных избирательных участках. Это фиксировалось и на выборах регионального масштаба, например, в Республике Чувашия. Таких случаев не сотни, но в общей сложности за пятилетку несколько десятков наберется. Меры наказания разные: штрафы, лишение свободы. К моему сожалению, в основном это меры условного лишения свободы. То есть без отбывания в местах соответствующего пребывания. Я считаю, что за такого рода преступления — фальсификация итогов голосования — надо наказывать как можно жестче, чтобы другим было неповадно заниматься такого рода вещами. Это можно расценивать не просто как безобидное занятие по приписыванию голосов той или иной партии, тому или иному кандидату, а как покушение на захват власти. Так как по итогам фальсифицированного подсчета голосов может произойти незаконный захват власти тем или иным лицом на уровне местного самоуправления, регионального органа власти или в целом Российского государства. А эти преступления особо опасны и должны соответствующим образом, с моей точки зрения, оцениваться и наказываться. В одном из районов Республики Адыгея на федеральных выборах депутатов Государственной думы 2003 года и выборах Президента РФ было зафиксировано следующее: результаты голосования, которые были опубликованы по этому району на избирательных участках, показали, что они не соответствуют тем, скажем, которые получили наблюдатели за процессом голосования, находясь на избирательных участках. Наблюдатели КПРФ по этому поводу представили документы, обратились в прокуратуру, было проведено расследование, и действительно, установлено, что территориальной избирательной комиссией были фальсифицированы итоги голосования. И на выборах в Госдуму, и на выборах президента. Установлено, кто конкретно это делал, в том числе под давлением и главы администрации местного самоуправления. В общей сложности было приписано около 2000 голосов «Единой России», с отбором их у других партий. Аналогично было сделано и по выборам Президента России. Шло долгое разбирательство. На мой взгляд, прокуратура вела себя не совсем последовательно и настойчиво. А судебные органы поступили довольно мягкотело: несколько раз закрывали дела в связи с тем, что «со стороны подсудимых звучали заявления о раскаивании в содеянном преступлении». После неоднократных обращений Центризбиркома в Генеральную прокуратуру уголовное дело возобновлялось, в конечном итоге дошло до суда, но потом суд, рассмотрев все обстоятельства, пришел к выводу, что деятельное раскаяние подсудимых налицо, и нужно ограничиться констатацией этого факта.

Вопрос:
— Какие новые информационные технологии намерена использовать Центральная избирательная комиссия на выборах в Государственную думу?

Ответ:
— Эта тема недавно обсуждалась на заседании Центризбиркома. В последнее время на выборах регионального и федерального масштабов мы стали применять комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). В общей сложности таких устройств у нас 2500, которые переезжают из региона в регион и применяются в конкретных избирательных кампаниях. Принцип их работы — сканирование избирательных бюллетеней, считывание его результата и хранение в памяти по завершении голосования. А затем — распечатка на принтере протокола итогов всего голосования на избирательном участке. Мы пока не планируем увеличения количества этих комплексов на предстоящие выборы. Кроме этого, отрабатываются другие технические средства, основанные на принципах электронно-сенсорных устройств, не предусматривающие наличие избирательных бюллетеней. Впервые такие устройства испытали 8 октября в Великом Новгороде, где проходили выборы в Законодательное собрание. Испытания устройств прошли на пяти избирательных участках. Принцип действия предусматривает следующее: зарегистрированный на этом участке избиратель, занесенный в списки, должен прийти на участок с паспортом, где получает специальный штрих- код доступа для голосования на этом электронном устройстве. Он — разового применения. Человек заходит в импровизированную кабину для тайного голосования, в которой установлен экран компьютера, штрих-код присоединяет к этому устройству, активизирует экран, на котором зажигается соответствующий образец избирательного бюллетеня. Путем касания пальца напротив фамилии кандидата или же партии избиратель делает свой выбор, который фиксируется в памяти компьютера и на бумажной ленте. Раньше лента была одна на 4—5 устройств, теперь решили установить ленту на каждом устройстве, чтобы каждый избиратель проверял результат своего голосования на этом бумажном носителе. Аналогично чеку в кассовом аппарате магазина. Закончилось голосование, компьютер делает распечатку по всем пяти устройствам на избирательном участке, и при необходимости результаты можно будет проверить по этим контрольным лентам. Такие устройства будем апробировать с учетом модернизации на выборах 11 марта. Опробовав эти устройства, будем определять возможность их серийного производства. Но в любом случае законодатель нам установил, что мы можем применять их не более чем на одном проценте избирательных участков страны. Ведь это дело новое, и к нему с настороженностью относятся не только некоторые политические силы, но и избиратели РФ. Здесь не должно быть никаких ошибок, нужна стопроцентная гарантия, что эта система не позволит фальсифицировать результаты выборов, у общества должна быть полная уверенность, что техника создается как раз для полной защиты его интересов. Один процент от 95 тысяч избирательных участков — это, значит, максимум 950 участков будут участвовать в голосовании с помощью данных устройств.

Кроме этого, мы опробовали в Великом Новгороде еще одно техническое новшество для общественного контроля за подведением итогов голосования. Большинство граждан России теперь являются владельцами мобильных телефонов. Поэтому мы решили, что надо всем, кто обладает мобильными телефонами, предоставить возможность при желании получать оперативную информацию о ходе голосования на уровне субъекта России или, если хотите, в ЦИК РФ. По знаменитой информационной системе «ГАС-Выборы» вы делаете запрос на соответствующий телефон: «Ответьте, пожалуйста, как на участке 1263 идет голосование?» Тут же автоматически скидывается через интернет сообщение на ваш мобильный телефон. Вы читаете результат, все сходится, значит, все нормально работает. Этим мы, с одной стороны, обеспечиваем четкость, организованность, законность действий тех, кто работает в комиссиях, подконтрольность их обществу, в том числе с помощью такого канала мобильной связи. К тому же итоги голосования с каждого участка должны быть опубликованы в течение суток в сети интернет. Пожалуйста, проверяйте, ведите параллельный подсчет, и я полагаю, что это система себя совершенно оправдает. И мы будем рекомендовать ее всем избирательным комиссиям субъектов России на 11 марта, а затем на федеральных выборах. Это то новое, что нас ожидает с точки зрения технических решений, новинок в организации избирательного процесса.

Вопрос:
— Последние поправки в избирательное законодательство, в частности увеличение минимального количества отданных голосов за ту или иную партию до 7 процентов, отмены в бюллетенях графы «Против всех», порога явки избирателей, сужает возможность быть избранным, а следовательно, ведет к откату от демократии. Вы согласны с этим?

Ответ:
— Действительно, недавно принят закон, предусматривающий отмену порога явки избирателей. Но все те изменения, которые мы сегодня имеем, в том числе и негативные или проблемные, не позволяют мне говорить о том, что наше избирательное законодательство не соответствует вообще никаким принципам демократии и невозможно провести демократические выборы. С такими оценками я не соглашаюсь. При всем своем критическом настроении по отношению к некоторым нормам, введенным или вводимым в законодательство РФ. Поэтому мой прогноз еще двухлетней давности, который я могу повторить и сейчас: у нас, всего вероятнее, не меньше 10 политических партий будут участвовать в выборах в Государственную думу в 2007 году, и 3 — 4 политические партии, а при определенных обстоятельствах и пять, будут представлены в парламенте России.
Если говорить про выборы Президента Российской Федерации, то, всего вероятнее, около пяти кандидатов в Президенты РФ — это тоже вполне возможная реальность.

Вопрос:
— Если так дальше пойдет, то будем депутатов не избирать, а назначать?

Ответ:
— Ну до назначения депутатов мы не дойдем, иначе это будут не выборы. А то, что выборы будут признаваться в РФ при любой явке, это уже реальность. С одной стороны, эта норма не противоречит той практике, которая есть во многих странах мира, и не противоречит существующим международным избирательным стандартам. Никто, например, не критикует за это Америку, где никогда не было этого порога явки. Ту же Великобританию. И от того, что у них нет порога явки, вы видите, демократия не кончается, она не ставится под сомнения, в отличие от Российской Федерации. Но в то же время надо понимать, что в России другое время, другая политическая среда, и, на мой взгляд, отменять порог явки сейчас было преждевременно. Но законодатели в лице Госдумы решили это по-другому. Госдума приняла этот закон в трех чтениях, а Совет Федерации одобрил.

Вопрос:
— Отмена порога явки избирателей может привести к далеко идущим последствиям. Например, отменят досрочное голосование, перестанут посылать представителей избиркомов в труднодоступные места: на вахты, стойбища оленеводов, морские суда. Да и перестанут всерьез уточнять списки избирателей. Какая разница — проголосовал или нет человек? Но ведь по Конституции каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным.

Ответ:
— Вы правильно подметили логику, которую некоторые могут принять на вооружение. В Конституции РФ сказано, что гражданин имеет право избирать и быть избранным. Естественно, государственные органы должны обеспечивать конституционные права граждан РФ. Одна из опасностей отмены порога явки заключена именно в том, что многие чиновники, и в избирательных комиссиях на местах, и во власти, могут принять ее как сигнал: а зачем теперь заниматься информацией о выборах, созданием условий для участия в голосовании граждан? Если можем теперь привести того, кто нам нужен, будем с этой узкой группой людей заниматься. Остальные нас не интересуют, более того, если мы их расшевелим, то они придут и дадут другой результат. Это действительно большая опасность. Например, избирательный участок открывали в школе номер 51, которую все знают, а потом взяли и перенесли участок в подъезд дома, естественно, его никто не найдет, если не будет ни вывески, ни объявления. В конечном итоге может получиться, что в выборах не примут участия огромное количество граждан. Да, выборы по закону состоялись, даже если 10 — 15 процентов проголосовали, но цена такому выбору, лигитимности власти ничтожна мала! Поэтому ЦИК, ее председатель, сидящий перед вами, сделают все для того, чтобы избиратели знали о кандидатах, представляли, с чем они идут на выборы, были заранее извещены о местонахождении участков, чтобы были созданы нормальные условия для голосования. Вот что нам нужно сделать объединенными усилиями. Будем так работать, то и негативного последствия отмены порога явки наблюдать не будем. Если будем работать по порочному сценарию, то породим огромные проблемы с нашей властью, лигитимностью и доверием к ней граждан Российской Федерации. Ведь даже сейчас многие избиратели воспринимают сам подход к отмене порога явки как попытку власти упростить себе жизнь и отгородиться от избирателей. Это опасно!

Вопрос:
— И все-таки как сильно повлияет на расклад политических сил после выборов новый семипроцентный барьер прохождения политических партий в Госдуму? Некоторые из партий могут вообще исчезнуть с политической арены России.

Ответ:
— Если говорить про семипроцентный барьер на выборах в Госдуму, то я бы не драматизировал ситуацию. Конечно, лучше было бы сохранить 5-процентный барьер, который существовал на протяжении 4-х избирательных кампаний. Но когда в законе была сделана оговорка, что в Госдуме должны быть представлены партии, за которые в сумме проголосовало не менее 60 процентов избирателей из числа принявших в голосовании, это почти равноценно 5-процентному барьеру, то может получиться такая ситуация. Одна партия получает 30 процентов голосов, вторая — 20, третья — 7,5, а четвертая — 5,2 процента, пятая — 4,8. То есть 7 процентов преодолело три партии 30, 20, 7,5. В сумме сложили — получилось 57,5 процента, а надо 60 процентов, тогда к первым трем подтягивается та, у которой было 5,2 процента, и она тоже получает депутатский мандат. Поэтому мой прогноз на выборы в Госдуму — пройдут в нее 3 — 4 партии, а если их будет меньше десятка, то и пять. В зависимости от того, как активно будут голосовать избиратели и за кого они будут голосовать.

Федеральный законодатель сказал: менее семи процентов нельзя, а в регионах можно установить другие параметры, даже ввести отсутствие порога прохождения в законодательные органы для партий, пожалуйста, это ваше право. Поэтому влияйте на политическую элиту регионального масштаба, на соответствующих законодателей, тогда будет не семь процентов, а пять. У нас есть регионы, где был барьер 5 процентов, например, в Орловской области. Но это лучше, чем было. А была, по воле федерального законодателя, полная свобода: как решите на местах, так и будет. И получили где-то 5, где-то 7 процентов, ну а город Москва установил 10 процентов. В некоторых областях подняли барьер до 12 — 14 процентов. Теперь федеральный законодатель установил, чтобы этот барьер не был более 7 процентов. И если проанализировать результаты выборов в парламенты субъектов Российской Федерации 8 октября (там в основном был семипроцентный барьер), как правило, везде прошли 3 — 4 политические партии. Количественно за них отдано 60 — 80 процентов голосов избирателей. А то, что отпадают некоторые партии... Существует ведь другая опасность: если вы такой либерально настроенный гражданин и хотите, чтобы любая партия имела хотя бы одно место в депутатском корпусе, — это другая крайность. Так как делать парламент раздробленным на многочисленные партийные группы с разными партийными интересами — это, значит, сделать его совершенно неработоспособным. Не могут выработать общую позицию, тонут в постоянных спорах, в дискуссиях, и отсюда никакого результата. Тем самым дискредитируют представительную власть и такую избирательную систему. Все мои слова не из области теории, а из нашей практической жизни бывших социалистических государств.

Польша в свое время, после прихода к власти «Солидарности», пошла по этому пути. В результате получился парламент из 30 фракций, 1,5 года поработали, в результате — полная беспомощность с точки зрения работы, полная дискредитация законодательного органа власти. Распустили его, установили 5 процентов для партий, 7 процентов для блоков, и с тех пор он начал жить и работать.

Фотографии статьи
237-10.jpg