USD 100.5281 EUR 105.9522
 

Связать транспорт в единый узел

Владимир ВАСИЛЕНКО



Владимир Никонов: «Мы — центр России и всего континента. И это нужно использовать»
Началась встреча с доклада заместителя губернатора Владимира Никонова. Проблемы и задачи он обозначил самые что ни на есть стратегические. Не секрет, что идея наконец-то использовать выгодное географическое положение города и превратить его в мультимодальный транспортно-логистический комплекс зародилась в обладминистрации давно. Для создания мультимодального узла у Новосибирска есть все предпосылки — тут тебе и Транссиб, и федеральная трасса «Байкал», и аэропорт, и даже речной транспорт. Остается только довести все до ума, связать в единый узел.

Ситуация в сфере грузоперевозок нынче тоже весьма благоприятная. Объемы грузооборота на той же Клещихе ежегодно увеличиваются на 20 — 30%, а по 40-футовым контейнерам этот показатель и вовсе достигает 40%. Причем тенденция эта, судя по всему, в ближайшие годы сохранится, и единственным сдерживающим фактором здесь являются, пожалуй, как раз возможности наших транспортно-логистических терминалов.

Причем речь сегодня идет не только и не столько о развитии существующих комплексов (хотя модернизация той же Клещихи уже ведется), сколько о строительстве новых — масштабных, высокотехнологичных, удачно расположенных географически. Владимир Никонов подчеркнул необходимость использовать под такие объекты более «свободные» территории, т. е. находящиеся не в черте города, а за его пределами. С другой стороны, площадки эти должны обладать достаточно развитой транспортной инфраструктурой. В качестве перспективного участка был назван район, располагающийся к западу от аэропорта Толмачево. Кроме того, упоминался уже осваиваемый компанией «СибАгроцентр» участок в районе Пашинского переезда. (Напомню, что там начато строительство крупного транспортно-складского терминала).

Вообще в стратегических планах областных властей создание вокруг Новосибирска целой промышленно-логистической зоны. В ней должны будут располагаться не только складские комплексы, но и промышленные объекты. Это, с одной стороны, согласуется с концепцией вынесения вредных производств за черту города, а с другой — имеет и серьезный экономический эффект, поскольку позволяет промышленности и транспортно-складскому хозяйству действовать в одной связке.

Дмитрий Некрасов: «Новосибирск появился благодаря железной дороге»
Это высказывание представителя руководства Западно-Сибирской железной дороги оспаривать нет смысла. Действительно, основатель нашего города — Николай Георгиевич Гарин-Михайловский — был инженером-проектировщиком железных дорог, и строительство ж/д моста через Обь, по сути, положило начало развитию тогда еще Новониколаевска. Железная дорога и по сей день играет в жизни города и области не последнюю роль. Впрочем, как и в жизни всей страны. Ведь Транссиб в глобальном смысле — связующее звено между Востоком и Западом. И в том, что Новосибирск располагается на этом пути, заключается множество преимуществ. К сожалению, не все они сегодня используются в полную силу.

Некрасов довольно подробно рассказал о том, что сделано в последние годы на Западно-Сибирской железной дороге, о том, что еще планируется сделать. Главными принципами развития железной дороги, по его словам, являются обеспечение безопасности и разделение грузовых и пассажирских потоков.

Вопросы безопасности на железной дороге с каждым годом становятся все актуальнее, и дело здесь даже не в «осложнении общественной безопасности», о котором регулярно объявляют из динамиков на вокзалах и в электричках. Прогресс-то не стоит на месте. По словам Некрасова, только за последний год им удалось увеличить среднюю скорость движения грузовых поездов на 10%. И экстренно остановить товарный состав весом в тысячи тонн, несущийся со скоростью в 50 — 60 км/час, весьма непросто. Поэтому много средств сейчас вкладывается в новую аппаратуру для диспетчеров и на строительство элементарных заграждений на пассажирских платформах. В развитие одной только станции Инская было вложено около 460 миллионов рублей.

Нововведения по части безопасности, кстати, не всегда приветствуются пассажирами. В Бердске однажды даже этакий самостийный митинг образовался — против строительства ограждений. Что поделать — привыкли люди идти на платформы прямо по железнодорожным путям, а не через переходные мосты.

В отношении же принципа «грузы — отдельно, пассажиры — отдельно» Западно-Сибирская железная дорога уже давно реализует соответствующий план мероприятий, среди которых — и техническое переоснащение путей, их специализация для решения конкретных задач. Так, среднесибирский ход со временем должен стать основным проводником грузов, транссибирский же станет скоростным, ориентированным на перевозку пассажиров.

Алексей Чертенков: «Главная цель — развитие грузовых перевозок»
Генеральный директор аэропорта Толмачево Алексей Чертенков докладчиком оказался бойким и остроумным. Рассказал о достижениях Толмачево за прошедший и текущий годы. Например, по итогам 2005 года наш аэропорт занимает 5-е место по перевозке пассажиров и 10-е — по грузоперевозкам (16,2 тыс. тонн). У лидера — аэропорта Шереметьево — 145,1 тыс. тонн. Аэропорты Омска, Томска, Кемерово, Барнаула, Новокузнецка — порядка 11 тыс. тонн. Кроме того, несомненной гордостью компании являются отстроенный недавно блок расширения и уже начатая вторая взлетно-посадочная полоса.

Чертенков еще раз подчеркнул выгодность географического положения Новосибирска, а также самого аэропорта, находящегося на пересечении Транссиба и трассы «Байкал». Главной же проблемой он на сегодня считает слабо развитую систему авиационных грузоперевозок. До 98% всех грузов нынче перевозится в багажниках пассажирских воздушных судов. Регулярные же грузовые рейсы практически не развиты. Здесь наблюдается некий замкнутый круг. С одной стороны, из-за того, что грузов перевозится мало, частота грузовых рейсов крайне мала. С другой, сама по себе малая частота этих рейсов снижает привлекательность этого вида перевозок для клиентов. Немногие готовы подстраиваться под существующий график.

Пути решения проблемы, предлагаемые директором Толмачево, вполне очевидны — модернизация аэропортовой инфраструктуры для привлечения грузовых авиакомпаний, развитие трансфертных перевозок, расширение номенклатуры услуг.

Определенные перспективы сулит и развитие международного сотрудничества, однако в этой связи Чертенков обозначил еще одну проблему, являющуюся на сегодняшний день серьезным сдерживающим фактором для данного бизнеса. Дело в том, что все иностранные компании платят так называемое роялти за пролет над российской территорией. Суммы довольно приличные, так что практически нивелируют ту экономию, которую иностранцы получают, «срезая» поворот на пути из Европы на Дальний Восток.

Сама по себе идея брать мзду за пролет над своей территорией в принципе неплоха. Можно сказать, редкий случай, когда Россия не упускает имеющихся возможностей. Однако идут все эти отчисления не в госбюджет, а в бюджет «Аэрофлота» согласно заключенному еще в советские годы соглашению. Этакое наследство нашему бывшему монополисту в сфере авиаперевозок. Понятно, что такое положение дел не устраивает другие российские авиакомпании, коих у нас на сегодняшний день немало.

Продолжая разговор о новосибирских авиаперевозках, стоит отметить, что Толмачево — не единственный аэропорт в области. Скажем, в последнее время довольно активно используется взлетно-посадочная полоса Чкаловского авиазавода. Есть еще аэропорт Северный...

Кстати, с Северным — отдельная история. Напомню, что собственником аэропорта является компания «Новосибирск-Авиа», переживающая не лучшие времена. Не так давно она прошла через процедуру банкротства, но вновь возродилась, как феникс из пепла, под тем же названием и с такими же функциями.

Чертенков и Никонов опровергли слухи, появившиеся с подачи федеральной газеты «Ведомости», о том, что администрация Новосибирской области передала имущество «Новосибирск Авиа» аэропорту Толмачево. Сообщение это заместитель губернатора назвал полным бредом, дезинформирующим читателей. И действительно, «Новосибирск Авиа» и Толмачево — самостоятельные акционерные общества, и к деятельности их обладминистрация прямого отношения не имеет. Откуда мог родиться такой слух — непонятно.

Сейчас воскресший «Новосибирск Авиа» работает над разработкой основной стратегии развития, и в скором времени аэропорт Северный возобновит свою работу.