USD 99.2295 EUR 103.2997
 

Даже добровольцы требуют затрат




Суть предлагаемых документов — подключить к борьбе с уличными правонарушениями добровольцев-общественников.

Тема эта с каждым годом становится все более актуальной в связи с общим ростом преступности, который только в этом году составил 13 процентов. Наибольшую тревогу вызывает количество преступлений, совершенных на улицах, площадях области — их количество по сравнению с прошлым годом выросло более чем на 10 процентов. Число преступлений, совершенных в иных общественных местах, в этом году увеличилось на 36 процентов, правонарушений со стороны несовершеннолетних — на 58 процентов, лиц в состоянии алкогольного опьянения — на 8,9 процента, в сфере семейно-бытовых отношений — на 13,8 процента.

Ныне действующие на территории области нормативно-правовые акты, регулирующие действия по борьбе с преступностью прежде всего работают на объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов. Но без привлечения общественности к решению данной проблемы на коренное изменение ситуации, считают разработчики документа, рассчитывать не стоит.

На федеральном уровне тоже существуют пока только соответствующие законопроекты, не один год ожидающие своего принятия. Поэтому многие субъекты РФ идут по пути принятия собственных законодательных актов. На сегодня подобные законы уже действуют в Москове, Санкт-Петербурге, Приморском крае, Сахалинской и Томской областях.

Возрождение практики добровольных народных дружин в России было рекомендовано Правительством РФ еще в 1993 году. В 2005 году рассматривался второй вариант федерального законопроекта на эту тему, но и он не дошел до конечного рассмотрения, отложенного на неопределенное время. Принятие подобного федерального закона не нанесет существенного ущерба документам регионального уровня — в этом случае местные законодатели лишь подведут свои законы под федеральную базу.

Представлявший интересы горсовета по этому вопросу депутат Анатолий Казак отметил, что законодательно органы местного самоуправления имеют возможность принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ, в том числе и по охране общественного порядка.

В 2001 году новосибирским муниципалитетом был проведен социологический опрос на тему качества общественной безопасности и мер воздействия на его повышение — более 30 процентов граждан высказались за воссоздание деятельности народных добровольных дружин.

К охране порядка в первую очередь можно будет привлечь участников территориальных органов самоуправления (ТОСов), которые постоянно вносят предложения об улучшении общественного порядка. Тем более на территории областного центра специальные добровольческие общественные объединения по охране порядка уже действуют в ряде вузов.

Именно поэтому Новосибирский горсовет с большим энтузиазмом взялся за разработку проекта закона и принял его в первой редакции в 2004 году. Однако из-за замечаний прокуратуры, управления по правовым и экономическим вопросам областного Совета, правового управления областной администрации документ пролежал до конца 2005 года. В начале 2006 года законопроект был окончательно доработан депутатами горсовета и на сегодня, считает Анатолий Казак, ничто не мешает принять его в первом чтении. По мнению Анатолия Альбертовича, законопроект, предложенный горсоветом, более детально и объемно прописывает порядок и формы участия граждан в охране общественного порядка.

Однако специалисты правового управления облсовета, присутствовавшие при данном обсуждении, нашли существенные «запинки» в обоих предлагаемых проектах. Предметом регулирования в данном случае, считает представитель правового управления, правильнее и точнее сделать вопросы конкретного взаимодействия граждан с правоохранительными органами. И главное — необходимо особо прописать меры поддержки материально-технического характера и финансового стимулирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. С этим согласилась депутат Людмила Чуркина, отметившая, что формулировка о «незатратности мероприятий, предусмотренных документом», не может быть полностью верной — какие-то расходы из областного бюджета для обеспечения нормальной работы добровольцев-дружинников все равно понадобятся. Оба предлагаемых законопроекта не обязывают органы власти оказывать общественникам какие-либо меры материальной поддержки, поэтому в сегодняшнем виде закон будет неэффективным и бездейственным. Как особо отметил юрист правового управления облсовета, такие формулировки законопроекта, как «граждане могут», «граждане вправе», и отсутствие более жестких регламентных норм делают закон, по сути, бессмысленным — ведь определенные права, в том числе по участию или неучастию в охране общественного порядка, люди имеют и без предлагаемого документа.

Кроме того, если законом об охране общественного порядка будут учреждены добровольные народные дружины, пункты охраны общественного порядка, то обсуждаемый вопрос в первую очередь перейдет в плоскость гражданского законодательства РФ. Именно оно регламентирует нормы для разного рода общественных организаций.

Поскольку предложенные законопроекты практически не отличаются, требуют идентичных доработок и к тому же, профильным комитетом по государственному строительству, уставному законодательству и регламенту, был рассмотрен и рекомендован к рассмотрению на сессии облсовета вариант губернаторского закона, депутаты комитета по вопросам местного самоуправления в целом высказались за этот вариант. С оговоркой, что горсовет должен числиться в списке разработчиков законопроекта и новосибирские городские депутаты не прервут взаимодействия со своими коллегами из облсовета как по этому, так и по другим вопросам. Кроме того, как высказался председатель комитета по местному самоуправлению Вадим Агеенко, законопроект, предложенный губернатором, более четко прописывает роль и статус народных дружин, регламентируя их как организации, призванные помогать милиции, а не работать автономно. В целом комитет принял вопрос к сведению, а для серьезной доработки, которой требует законопроект, депутаты решили просить головной комитет увеличить сроки внесения поправок до 1 декабря 2006 года.