«Упрощенный порядок» — это не быстро и не безвозмездно
Новый закон внес изменения в другие законодательные акты — Земельный кодекс, в Основы законодательства о нотариате, закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, закон о дачных, садоводческих, огороднических и некоммерческих объединениях граждан... Этот закон можно, наверное, сравнить с декретом Ленина о земле — так велик круг его правоотношений и значительны последствия в укладе жизни.
У многих из нас имеются за городом садовый домик или сарайчик, которые до недавнего времени не признавались объектом недвижимости, требовалось судебное решение. Причины тому по большей части объективные: в конце прошлого века процесс передачи земель в собственность граждан происходил крайне хаотично. По указам Президента РФ земли передавались без кадастровых планов, без определения границ земельных участков... На один и тот же участок из-за бумажной анархии могло возникнуть несколько претендентов. Теперь все эти правовые недостатки должны быть устранены, документы приведены в порядок.
Вообще-то слово «амнистия» предполагает признание вины и досрочное освобождение от наказания за совершенное правонарушение. Но в чем мы виноваты? Видимо, подавляющее большинство садоводов, оформляя как-то свои сотки (или не оформляя вовсе), жили все эти годы с тревогой в сердце, чувствуя зыбкость своих прав на дачи, сады, огороды. И вот теперь государство предоставляет юридические гарантии закрепления прав на них. От избытка чувства благодарности у нас, наверное, и возникло это второе название закона — «дачная амнистия». А может, оно так и лучше — потому что юридическое название закона слишком уж громоздко и трудно запоминается: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления, об упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
Сейчас на местах происходит организация системы реализации этого важного закона, участие в которой примут регистрационная, кадастровая службы, муниципальные органы, нотариусы и остальные представители, которых закон наделил такими функциями. Пока нет еще наработанной практики регистрации по упрощенной схеме — непонятно, как заполнять все необходимые документы, как перепроверять поданные гражданами декларации на имущество, как привязывать к местности тот или иной участок... Предстоит решить массу мелких вопросов по взаимодействию служб, работе с населением. Муниципалитеты должны быть, кажется, заинтересованы в этом в первую очередь — ведь за счет зарегистрированного имущества они смогут расширить налогооблагаемую базу.
Какие прогнозы относительно эффективности нового закона? Кажется, они не столь радужны, как представляет себе большинство граждан. Многие думают так: раз государство пообещало «упрощенный порядок» — значит, можно будет все сделать легко, безвозмездно и быстро. Однако об «упрощенном порядке» в самом законе ничего не говорится, похоже, что этот желанный «образ» создали журналисты, тоже подпавшие под «дачную амнистию». Что делать, наш человек испокон веку мечтает об упрощенном порядке оформления своих прав! На самом же деле закон требует довольно кропотливого изучения — даже юристам приходится не по одному разу вчитываться в текст, чтобы уяснить все подробности его реализации.
Отсюда вывод: чтобы было «просто и быстро», надо знать закон, читать его, а не надеяться, что если в случае чего, то поможет добрый чиновник. Он тоже теперь с карандашом в руке должен кропотливо изучать закон о «дачной амнистии», чтобы не совершить ошибку.
Попробовал разобраться сам — сложно... Наверняка рынок вскоре чутко отреагирует и предложит гражданам услуги по оформлению прав на дачи и огороды — появятся различные бизнес-посредники, «черные маклеры» или помогать примутся агентства недвижимости... Каково будет качество этих услуг, особенно на первоначальном этапе, когда практика реализации закона только нарабатывается?
Да, изначально закон нацелен на проведение процедуры государственной регистрации прав граждан в менее затратном варианте, более прозрачном для населения и власти. В этом смысле примечательна первая статья закона о «дачной амнистии», которая внесла изменения в статью 15 Основ законодательства РФ о нотариате и пополнила полномочия нотариусов в процессе государственной регистрации прав граждан. Об этом в законе говорится так: в случае если права граждан возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия (удостоверение подлинности подписи на сделке, выдачи свидетельства о праве на наследство и т. д.), то нотариус имеет право сам подать заявление о государственной регистрации в соответствующие органы. И более того, по желанию гражданина может получить свидетельство о государственной регистрации прав и передать гражданину и зарегистрированный документ, и свидетельство, подтверждающее внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав — одним словом, вручить гражданину готовый продукт, пакет оформленных документов. Нотариус, конечно, особая фигура в этом процессе — он действует от имени государства, его деятельность подконтрольна государству, он несет полную материальную ответственность за качество произведенной работы.
И все же даже такая возможность ускорения процесса оформления своих прав по закону о «дачной амнистии» не освобождает граждан от обязанности знать его положения, лично грамотно участвовать в оформлении документов на регистрацию — например, заполнять декларацию, получить технический паспорт, кадастровый номер... Есть четко установленные законом правила, которые не обойти. Хорошо, если в садоводческих и дачных обществах активисты организуют изучение закона, вывесят на стенде образцы его документов (формы требующихся документов опубликованы в «Российской газете» за 31 августа 2006 года). Одним словом, надо понять, «дачная амнистия» — это не исключение процедуры оформления прав, а только ее изменение, демократизация. И еще: с 1 января 2007 года государственная пошлина вместо 500 рублей будет взиматься в размере 100 рублей.