Лицензирование не должно быть формальным
В некоторых регионах, где велась разумная градостроительная политика, где работали над новым законодательством и современными кредитно-финансовыми механизмами, рост строительных объемов был выше 15%. Все это говорит об оздоровлении социально-экономической ситуации. Прошлый год был стартовым — он был сопряжен с формированием системы нового жилищного законодательства. Выстроена новая система нашей жизни — как в жилищном секторе, так и в секторе градостроительства. Серьезной проблемой является развитие нормативной базы, которая должна «приземлить» все законы. Но, несмотря на это, мы уже существуем в новом законодательном пространстве. И оно открывает совершенно иные пути для решения жилищных проблем населению, которое только начинает жить по-новому. Чтобы решить масштабные задачи национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», нужны комплексная застройка, создание новых обширных микрорайонов. Планируется, что ситуация на рынке к 2010 году будет выглядеть следующим образом: 1 — 2% граждан смогут самостоятельно купить жилье, а 30% приобретут жилье при помощи ипотечного жилищного кредитования. Социальное жилье будет бесплатно предоставляться исключительно малоимущим гражданам. Сейчас стоит задача сократить очередь на социальное жилье с 20 до 14 лет, потом она должна составить не более 7 лет. Если на всех трех направлениях будут достигнуты прогнозируемые результаты, то можно будет считать, что жилье стало доступным.
Сегодня, как считает С. И. Круглик, рынок стройиндустрии — самый динамично развивающийся. Его ежегодный прирост составляет 15 — 18%, то есть в 2 — 3 раза выше, чем в целом по экономике. Строительство — очень ответственный бизнес. Последствия от неквалифицированного выполнения работ при осуществлении строительной деятельности грозят безопасности и самой жизни десятков тысяч людей. Отмена лицензирования, по словам С. И. Круглика, может привести к тому, что в строительство придут люди без соответствующей квалификации. При всей сложности процедуры и бюрократической системе подхода к лицензированию строительства надо признать, что этот принцип создавал серьезный заслон на рынке от неквалифицированных компаний. Вопрос в том, что лицензирование не должно быть формальным. Росстрой настаивает на необходимости переноса срока отмены лицензирования в строительстве с 1 января 2007 года на 1 января 2008 года. В России, как и в большинстве стран с развитой экономикой, параметры продукции строительства и процессов ее создания всегда являлись объектом государственного технического регулирования. До введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» оно реализовывалось на базе нормативных документов в области строительства и промышленности строительных материалов, принимаемых федеральным органом по строительству. Необходимо разобраться, хватает ли существующих механизмов для обеспечения регулирования в отрасли и какие механизмы после 2007 года смогут заменить лицензирование. В любом случае без выработанных мер по контролю качества строительства нельзя отменять лицензирование. А пока такой меры не разработано, надо лицензии сохранить. Росстрой не может допустить, чтобы возникла пауза. Нельзя просто так взять и отменить лицензии. Должна быть либо саморегулируемая организация, либо что-то другое.