«У нас все свое. Даже море»
— Вы на протяжении всех одиннадцати лет, в течение которых проводится смотр-конкурс детских оздоровительных лагерей, входите в его экспертный совет. На что именно вы смотрите, что именно оцениваете?
Б. Д.: — Несколько лет назад было подготовлено Положение о смотре-конкурсе. Оно стало результатом работы большого коллектива людей в течение довольно долгого времени. Положение, которое весной рассылается всем лагерям, было написано, чтобы конкурс стал максимально прозрачным. И, когда мы его делали, мы прямо расписали критерии и рекомендации экспертов.
Е. К.: — Часто в других регионах проходят конкурсы либо на лучший лагерь, либо между участниками распределяются три места. А большое количество номинаций, в которых можно себя презентовать, и подробно расписанные критерии — это как раз достижение Новосибирской области.
— Критерии определены — здесь все более-менее понятно. Но едете-то в лагерь и оцениваете его именно вы, экспертный совет. Вот, например, есть такая номинация «среда детского оздоровительного лагеря». На что именно вы обращаете внимание?
Е. К.: — В этой номинации мы оцениваем эмоциональную, социальную среду и просто предметно-вещное окружение. Как себя дети чувствуют в лагере, насколько раскованно, насколько им физически и психологически комфортно. Ну и насколько там красиво. Бывает, что лагерь не очень богат, но там очень уютно, чисто.
Б. Д.: — Плюс включенность самих детей в создание этой среды.
Е. К.: — Если же говорить в целом, то прежде всего важен уровень педагогических услуг. И сам уровень, и то, какие идеи лежат в основе работы с детьми педагогов и вожатых. Не просто, насколько там ребенку хорошо, но и насколько он, отдыхая, находится в режиме развития. Если ребенку некомфортно, то и лагерь хорошим не назовешь.
— Хороший вожатый — это какой? Ведь часто в вожатые идут студенты, просто потому, что не знают, чем еще летом можно заняться, где еще подработать. А для хорошего вожатого что нужно?
Б. Д.: — Я начну с того, откуда сегодня вообще берутся вожатые. Чаще всего вожатыми становятся студенты НГПУ или педколледжей, которые обычно начинают с учебной практики, а потом втягиваются и приходят работать. Второй путь — это межвузовская школа вожатых. В какой-то момент стало понятно то, о чем вы говорили: желание работать вожатыми есть и у студентов других, непедагогических вузов. Поэтому при управлении по делам молодежи такая школа была создана, занятия там ведутся, обычно начиная с января — февраля каждого года. Там можно получить умения, знания, навыки, которые нужны, чтобы работать вожатыми. И третий путь: крупные лагеря, особенно круглогодичные, тоже стали организовывать подготовку вожатых на базе собственных школ.
Е. К.: — Хочется отметить, что, например, исторический факультет НГПУ уже больше 40 лет готовит вожатых, и если говорить о том, какой все-таки вожатый хороший, то можно, конечно, упрощенно сказать, что хороший тот, кого любят дети. И это в принципе будет правильный ответ, потому что дети очень быстро разбираются в людях. Пустая популярность тоже проходит быстро, недели за полторы-две. А по большому счету хороший вожатый еще и тот, кто готов брать на себя ответственность за детей, которые к нему пришли: и за жизнь, и за здоровье, и за личностное развитие. Когда мы при подготовке вожатых начинаем рассказывать о каких-то неприятных ситуациях, которые произошли из-за того, что не хватило именно внимания вожатых, то объясняем пришедшим к нам ребятам, что им предстоит смотреть в глаза родителям и объяснять, что и почему случилось с их ребенком. Так вот, когда мы понимание в глазах видим, когда в лицах что-то меняется, то, наверное, такие ребята и будут хорошими вожатыми.
— Смотр-конкурс проходит одиннадцатый год. Что изменилось в лагерях Новосибирской области с 1996 года?
Е. К.: — Лагеря стали жить ярче, интереснее.
— Это связано с большим финансовым благополучием?
Е. К.: — Не только.
Б. Д.: — Самый серьезный шаг был сделан как раз в период финансового неблагополучия. Поначалу многие лагеря просто выживали. Ведь они перестали быть ведомственными: предприятия, при которых лагеря изначально создавались, отказывались от лишней на тот момент обузы. Да и в принципе непонятно было, как можно организовывать детский досуг без пионерской организации. И именно те лагеря, которые сделали в этот период акцент не только на финансовом, но и на педагогическом поиске, сегодня относительно благополучны материально и весьма успешны педагогически.
Е. К.: — Здесь надо обязательно сказать про неравнодушных людей в управлении по делам молодежи, про Альбину Ивановну Сумникову, которая помогла организовать многие важные этапы поддержки, помогла удержаться лагерям... А начиналось все с программ, которые писали коллективы. Им было трудно, они сомневались, нужны ли вообще эти программы. А потом оказалось, что такая работа помогла осмыслить, что с ними происходит, и стало яснее, что делать дальше. И уже это легло в основу движения вперед тех лагерей, которые не побоялись (и не поленились) такого осмысления. Тогда уже и остальным лагерям стало понятно, что программа деятельности нужна, что спонтанно, само собой развития не получается. И сейчас, когда мы сравниваем себя на всероссийских встречах с другими регионами, остаемся довольны уровнем нашей области. На таких мероприятиях хорошо чувствуется, что нам есть чем гордиться.
Б. Д.: — Сейчас, если говорить о качественном скачке, то в большинстве лагерей происходит не только организация досуга, но и педагогическое осмысление того, что они делают: какие задачи решают, каких результатов ожидают. И еще мне кажется, что сейчас углубилось ценностное, духовное содержание детского отдыха, не просто весело — значит хорошо. Наиболее сильными можно назвать лагеря, которыми руководят так называемые директора-стажисты, то есть директора с большим стажем работы, которые начинали еще в девяностых годах, прошли через все рыночное становление. И у них чаще всего и оказываются наиболее сильные и в материальном, и в педагогическом плане лагеря.
Е. К.: — Самая серьезная, сложная, высшая номинация у нас — лагерь-мастер. Лагеря, которые достигли победы в ней, гордятся ею, обязательно заявляют о ней на тендерах, в которых участвуют и за пределами нашей области: в Тюменской и Кемеровской областях, в Сургуте и т. д. И те, кто покупает путевки в самой нашей области, тоже смотрят на это. Скажу, что сейчас лагерь им. Олега Кошевого приблизился к этой номинации. Наверное, на следующий год они будут подавать заявку. В этом году мы отметили, что серьезный рывок вперед сделали лагеря «Зеленая поляна» и «Лазурный».
— Верно ли, что только хорошими бытовыми условиями и вкусной едой детей не привлечь?
Б. Д.: — Мне кажется, что здесь идет развитие по спирали. Сначала лагеря были в одинаково плохом положении. Потом некоторые стали наращивать свою теоретическую базу, наполнять свою работу новым идейным содержанием. Когда у них сформировалась педагогическая составляющая — увеличился спрос на путевки, стало налаживаться и материальное положение. И сейчас те лагеря, которые можно назвать Хорошими с большой буквы, имеют возможность вкладываться не только в оборудование. У них есть средства еще и на людей. Они могут иметь ставки научных руководителей, могут позволить себе выбирать вожатых, потому что предлагают более высокую заработную плату, в них может быть не один методист, а несколько — по разным направлениям работы. Один из примеров такой взаимосвязи — лагерь «Зеленая улица», лагерь-мастер, на примере которого хорошо видно, что содержание и идея особенно на первом этапе важнее материальной базы. Это лагерь, который изначально создавался как частный, и сначала он просто арендовал помещения в других лагерях, но сам делал программу, привозил педагогический коллектив. И вот буквально два года назад он выкупил старый полуразрушенный лагерь в селе Боровом. Он действительно был полуразрушен, вплоть до того, что не было части крыши. И, конечно, в первый год у них было довольно бедно. Но тем не менее дети, которые были в этом лагере раньше, туда приехали, и те предприятия, с которыми раньше работал этот лагерь, продолжили с ним работать.
— Вам предстоит поездка в Анапу на всесоюзную встречу организаторов детского отдыха. Встреча эта не первая, и скорее всего представление о ней уже сложилось. Наверное, сформулированы и задачи, которые она помогает решить…
Е. К.: — В 2002 году, когда первая большая делегация туда поехала, было немного неспокойно. Но оказалось, что мы не просто живем по общим меркам очень интересно, но и есть много желающих перенять у нас опыт. У нас, например, постоянно спрашивали: почему нет книг? На этой традиционной встрече в Анапе важно не только взаимодействие, важно, что люди, которые едут туда, — успешные, яркие, привычные к тому, что у них получается задуманное, — презентуют себя на всероссийскую аудиторию, причем людям, не менее ярким и успешным. И если они не просто везут туда, но и привозят домой «историю успеха», то это та ситуация успеха как раз очень важна.
Б. Д.: — Когда на этой всесоюзной встрече впервые появилась новосибирская делегация, да еще такая представительная — шестьдесят человек, — все вообще были несколько удивлены, что тут тоже есть лето и организованный детский отдых.
Е. К.: — В лагерях, в которых лучшие климатические и погодные условия, например, есть море, как в Анапе, и отдых проходит весь на море. И получается, что, чем от моря дальше, тем более наполненная творческая жизнь в лагерях. В этом плане мы очень самостоятельны. Да нашей области вообще повезло: у нас все свое, даже море.
Смотр-конкурс предполагает участие детских оздоровительных лагерей в трех номинациях. Не допускается участие в номинациях, в которых лагерь участвовал в предыдущем году.
Номинации:
Лагерь-мастер
Методическое обеспечение
Дополнительное образование
Среда детского оздоровительного лагеря
Система отрядной работы
Здоровье сберегающая
деятельность
Вариативность содержания деятельности
Гражданское воспитание
История лагеря
Детское самоуправление
Праздник в лагере
Открытие лета