Концепция образования — на обсуждении
Во вторник, 15 августа, конечно, ни о каких революционных прорывах, как отмена крепостного права, речь не шла, но привлечение общественности к обсуждению Концепции инновационного развития образования Новосибирской области подняло планку работы над ней на новый качественный уровень.
Сама концепция, неся в себе стратегический заряд качественных системных изменений в образовании, ставя целью определить политику этой сферы на ближайшее будущее, не могла быть разработана келейно, за закрытыми дверями от тех, кого это будущее коснется. Представители науки, бизнеса, общественных организаций, которым и предстоит в дальнейшем принять в свои ряды «конечный продукт» концепции и ее логического продолжения — Программы инновационного развития образования области — выпускника учебного заведения, — имели реальную возможность сформировать тот стратегический вектор, который закладывался в этот проект. «Круглые столы», семинары в областном центре и районах охватили более 1000 человек. Возможно, таковых было бы и больше, но известна инертность общества, даже в тех случаях, когда речь идет о его, общества, интересах.
Именно об этом и сказала на общественных слушаниях в малом зале заведующая кафедрой управления образовательными учреждениями НИПКиПРО Людмила Каменщикова — представитель группы разработчиков концепции:
— Участие общественности просто необходимо, ведь в конечном итоге именно для социума мы и готовим ребенка, который, выйдя из образовательного учреждения, должен быть готов к жизни в этом социуме. К сожалению, именно привлечь общественность оказалось очень тяжело — гораздо труднее, чем разрабатывать саму концепцию.
Однако, имея за плечами опыт наработок (один тот факт, что на базе образовательных учреждений области действует более сотни экспериментальных площадок, позволивших накопить необходимый для подъема такого серьезного проекта, как концепция, императив), департамент образования не побоялся, следуя наполеоновскому принципу, «ввязаться в бой». Еще 19 мая прошел стратегический коллоквиум, на котором и были первоначально сформулированы наиболее актуальные проблемы сферы и началось то самое «привлечение общественности».
В результате к прошедшему во вторник обсуждению действительно удалось пробудить дух «общественного резонанса», довольно крепко у нас подзабытого за семьдесят лет молчания. Публикации в СМИ, информация в интернете сделали свое дело. Даже председательствование в качестве ведущих «круглого стола» представителей «Сибирского центра поддержки общественных инициатив» и «Дем-Клуба» не выглядело «игрой в демократию» и смотрелось вполне гармонично.
Мнения, высказывавшиеся по поводу проекта концепции, были такие же различные, как и сами собравшиеся в зале: от вице-президента Торгово-промышленной палаты до «я — бывшая учительница». Но высказывания о сомнениях по поводу средств, необходимых на реализацию концепции, о нечеткой формулировке тех или иных ее постулатов своими вопросами к разработчикам перекрыл ректор НИПКиПРО Василий Синенко:
— Я не буду останавливаться на мелочах, касающихся глоссария концепции и тому подобном. Меня впечатлили более серьезные противоречия. Во-первых, разработчиками не выделены особенности региона. Во-вторых, прямо вытекая из предыдущего, совершенно не учтен высокий потенциал области, а это само по себе, думаю, бесспорно. И, наконец, меня просто повергла в смятение жесткая направленность концепции на знания и игнорирование духовного развития.
Как бы то ни было, общественные слушания состоялись, и будем надеяться, что рабочая группа учтет высказанные мнения, которых в ближайшее время добавится, — с 28 по 29 августа пройдет областной съезд работников образования, на котором одним из ключевых вопросов предполагается именно обсуждение концепции. Причем, полагаясь на профессионализм педагогической среды, предположим, что предложения и вопросы разработчикам будут весьма четкими и по существу.