Надежнее заработать самим
Хозяин счастлив: значит, получилось на славу. А сделана новая изгородь, как оказалось, из сеток детских кроваток. Причем сетки не панцирного плетения, а витого. Вышло и вправду хорошо.
— Садик в селе давно закрыли. Администрация хранила-хранила кроватки, а нынче я уговорил-таки отдать их нам. Нарезали столбиков, сварили сеточки, покрасили — и вот какая красота в результате.
По этому принципу в сельской школе строится вся жизнь. О качестве обучения не говорю.
Для него и компьютеров в достатке, и всего остального, что позволяет выпускникам Юнпионерской школы Барабинского района без проблем поступать в вузы и колледжи, а учителям гордиться успехами своих учеников. Но с бытовой стороной школьной жизни — как с этой изгородью. Что-то развалилось — новое надо «придумывать».
Яркий пример — организация питания. Государство выделяет на ученика 1 рубль 88 копеек в день. Отсчитайте эту сумму и попробуйте приобрести на нее какое-то пропитание. А тут готовят обед. Небогатый, конечно, но есть суп, молочная каша, чай с булочкой. В голодные обмороки дети не падали даже в лютые перестроечные годы.
Прямо вокруг школы развели огород и картофельную плантацию.
Сначала семена, особенно картофеля, собирали по домам, кто сколько даст, про качество их уже не говорили. А потом приобрели сортовые, размножили, и теперь картофеля хватает на всю зиму, даже на продажу остается.
Около этой школы «кормятся» столовые узловой больницы, интерната, локомотивного депо.
Сезон начинается с торговли рассадой. Нынче дети реализовали 1700 корней помидоров, капусты, перцев, цветов. Односельчане покупали с удовольствием. К этим деньгам потом добавятся «осенние», и в результате будет не только полный погреб овощей, но и кое-что сверху.
Школьный огород никогда не остается без ухода. В данный момент, например, одна бригада рыхлит посевы свеклы, другая поливает капусту. Руководит работой педагог дополнительного образования Елена Дмитриевна Аникеец. Все полтора гектара огорода в хорошем состоянии — многие хозяйки позавидуют.
Дело ведется строго по науке. В марте происходит защита проектов предстоящей работы на пришкольном участке. Все честь по чести. Разрабатываются технологические карты, планы размещения культур. А дальше — строго по принятому плану.
Правда, нынче в защищенные и утвержденные планы старшеклассников существенные коррективы внесла погода. Из-за весенних холодов сроки сева, а следовательно, созревания сместились. Но на урожае это, похоже, не отразится.
Им много надо. В школе 91 ученик, и без обеда никто не остается. Родители дают только на хлеб, по 10 рублей в неделю. Но есть несколько проблемных семей, где не всегда находятся и такие деньги. Однако путь в столовую не закрыт и для их детей.
Есть свои четырнадцать гектаров в поле. По договору со школой кооператив «Рахим» засевает эту землю зерновыми. Кроме того, старшеклассники, изучающие курс «Крестьянско-фермерское хозяйство», практику проходят в «Рахиме», на его технике. Это, безусловно, существенная помощь, но не благотворительность.
Каждую осень учитель по труду Александр Васильевич Кобелев садится на комбайн и всю уборку проводит на полях дружественного кооператива. Получается, что выгода обоюдная, потому и партнерство прочное.
Директор ведет показать школьное хозяйство. Хороший погреб, где овощи и картофель без потерь хранятся до весны. Закладывают всегда с запасом, что останется — весной несложно продать. Просторная столовая. Правда, приспособленная из кабинета биологии. Здесь все приспособленное. Само здание строилось в 1972 году как крытый ток, иначе в то время почему-то нельзя было.
Все хозяйственные пристройки тоже делались хозспособом: если по документам нет школы, то какое может быть ее расширение? Однако постепенно построили все необходимое: мастерские, гараж для техники.
Обойти стороной производственные помещения Александр Сергеевич никак не позволит. В кои-то веки журналисты приехали как раз с той проблемой, которая много лет точит ему душу и сердце. Школа очень хочет работать и зарабатывать деньги. На столовую — это раз. Сколько бы овощей ни закладывалось в погреб, мяса они не заменят. Родительскую плату увеличить совершенно нет возможности. В селе давно нет «большого» производства, хозяйство развалилось несколько лет назад. Из 75 семей, чьи дети посещают школу, 68 — безработные.
Два — это на развивающие потребности учащихся. На свои трудовые школа приобрела, к примеру, магнитофоны, видеокамеру, модем, литературу в библиотеку. Как в современной жизни без всего этого?
Такой источник финансирования, как спонсор, в неработающей деревне тоже отпадает. И по всем статьям получается, что деньги надо зарабатывать самим, причем не по крохам, а по-настоящему.
— И готовы, готовы! Дети сами тащат проекты, что можно было бы производить в условиях школы. Просто хватаются за любую работу. Нам бы чуть-чуть помочь. Александр Васильевич, открывайте гараж!
И гостям из «Советской Сибири» демонстрируют трактор Т-25 1982 года выпуска. Он, конечно, беда и выручка: мусор вывезти, маленький культиватор, однолемешный плуг потянет, а вот сеялку уже нет. Да и старый: неделю работает, две в ремонте. Чтобы развернуться на своей земле по-настоящему (а можно было бы еще и арендовать ее: у многих учителей есть земельный пай, который пока бездействует), надо школе иметь нормальный трактор.
Самим, конечно, не купить, но драгоценное приобретение, возможно, состоится. Когда выбирали губернатора, Барабинский округ дал наказ насчет МТЗ-82 для Юнпионерской школы. 25 ноября 2003 года из общественной приемной губернатора пришло сообщение о том, что наказ зарегистрирован. Как продвигается дело, информации пока нет, но надежда еще жива.
— Нам позарез надо расширять производство и, естественно, доходы. Ходят настойчивые слухи, что даже те рубль восемьдесят восемь государство снимет. Впрочем, вице-премьер Медведев объявил, что будут выдавать каждому школьнику по стакану молока. Не знаете, это вместо тех 1,88 или вдобавок к ним? Но думаю, если бы у нас был трактор со всем прицепным инвентарем, мы бы заработали больше, чем на стакан молока.