USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Евгений ПОКРОВСКИЙ: «Романтика нашей работы —в результате»

Подготовила Марианна ДАНИЛОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



— Я родился в Новосибирске в 1953 году, закончил здесь среднюю школу, затем отслужил в рядах Советской армии, учился в институте народного хозяйства по специальности «экономика и планирование материально-технического снабжения». После этого 20 лет работал в оборонной отрасли, а потом тогдашний мэр Новосибирска Виктор Александрович Толоконский пригласил меня в администрацию города на должность начальника финансово-хозяйственного управления.

Через полтора года Виктор Толоконский был избран на пост главы администрации Новосибирской области, а я перешел работать в орган исполнительной власти области — в качестве управляющего делами. В прошлом году я был избран депутатом Новосибирского областного Совета, а затем — заместителем председателя облсовета. Сегодня я курирую работу комитетов по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике, по промышленности и топливно-энергетическому комплексу, по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса, а также все хозяйственные службы, связанные с деятельностью законодательного органа нашего региона. Это финансирование, содержание аппарата, обустройство депутатской деятельности.

— Евгений Николаевич, а почему вы сейчас не в отпуске, ведь идет самый разгар сезона отдыха?

— На данный момент в отпусках находятся большая часть депутатов, председатель Совета, все его заместители, а в здании облсовета производится небольшой ремонт — первый за 20 с лишним лет. Несмотря на это, все службы — юридические, финансовые, организационные — не прерывают свою работу. Консультанты и референты комитетов постоянно держат руку на пульсе, и, если возникают какие-то срочные вопросы, они связываются с председателями комитетов. На меня в этот период возложены все представительские функции, так что на встречах, совещаниях, торжествах случается бывать по три раза в день. Для меня это очень интересно — когда доверены такие возможности, когда можно решать многие важные вопросы. А в отпуск пойду в сентябре, как только все выйдут — отрапортую о проделанной работе и с чистой совестью — на отдых. Правда, надолго не получится — уже к 21 сентября, ко дню очередной сессии, я буду на работе.

И вообще, что касается отпуска — к длительным перерывам я не привык. Руководители и коллеги, с которыми я когда-либо работал, в большинстве случаев плохо представляли, что это такое, так что жить в непрерывно ускоренном ритме для меня — привычка. К примеру, Виктор Александрович Толоконский и сам работает, и других настраивает так, что отпуск — это такое великое счастье, которое сродни... рождению ребенка! Когда я переводом уходил из областной администрации в Совет, мне насчитали 94 дня неиспользованного отпуска, в который всегда ходил урывками — от случая к случаю, на недельку. Всю трудовую жизнь покой мне только снится.

— Евгений Николаевич, так и напрашивается вопрос: а когда же вы с близкими общаетесь? На семью, наверное, времени совсем не остается? Тем более если учесть, что вы совмещаете работу на ответственном посту заместителя председателя Совета, курирование деятельности сразу нескольких комитетов...

— Почему же, по телефону общаемся достаточно часто. Жена — человек тоже очень занятой, она работает в комитете по общественным связям областной администрации (общественная приемная). Сын сейчас работает на новосибирском авиапредприятии — в аэропорту Толмачево, он недавно женился. Честно говоря, пока сын жил с нами, порой он не видел меня вовсе — уходил я рано, приходил поздно. Так что с родственниками в большинстве случаев связь только телефонная... Вот я вам одну историю расскажу. Когда в 2000 году мы с Виктором Александровичем Толоконским и Алексеем Акимовичем Беспаликовым пришли в областную администрацию, все остальные сотрудники были старыми работниками Виталия Петровича Мухи. Они никак под наш ритм деятельности подстроиться не могли. Один из бывших заместителей Виталия Петровича подходит ко мне с вопросом: у кого подписать отгулы? «Какие?» — интересуюсь. Оказывается, работал в выходные — в прошлое воскресенье — в районе, в эту субботу едет к ветеранам на завод... Ну я и объяснил, что график у нас очень простой: рабочие дни — понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. Выходной — воскресенье: до восьми трудишься, а потом можешь быть свободен. Больше с подобными вопросами ко мне никто не обращался. У губернатора и сегодня ритм работы сумасшедший. Он мог позвонить мне по телефону, сказать: нужно сделать то-то и то-то и потребовать отчета о проделанном уже через 15 минут. Отдыхать не умеет совсем, можно сказать больше — я не видел на свете несчастнее человека, уходящего в отпуск. Несколько раз поднимется из кресла, походит по кабинету и обязательно вернется — уже от лифта: нет, нужно посмотреть еще вот эти бумаги... Думаю, это привычка. «Заразная болезнь», которой «инфицируешься» раз и навсегда. Но, с другой стороны, — это интересно. Если у меня телефон не звонит в кабинете 15—20 минут, даже страх какой-то появляется: проблем еще много, неужели никто не хочет их решать?

— Учитывая, что ваша супруга руководит общественной приемной, случается ли решать какие-то вопросы в семейной обстановке?

— Когда я работал управляющим делами, очень редко, но бывало. Это касалось вопросов, которые относились к сфере в принципе легко решаемых, но разрешению в общественной приемной не подлежащих, к примеру, с афганцами...

— Зачастую нашим гражданам приходится отстаивать в общественных приемных свои законные права — когда их проблемы, решение которых вроде бы и регламентировано законом, но стопорится то из-за отсутствия средств в бюджете, то еще из-за чего-нибудь. Как вы посоветуете отстаивать таким людям свои права?

— Если закон есть, он прописан и работает, гражданину не нужно отстаивать свои права. Большая часть законов, которые мы принимаем на региональном уровне, работает. В основном — за очень малым исключением — все депутаты этого созыва к просьбам избирателей относятся очень внимательно, поэтому вопросы, которые находятся на депутатском контроле, большей частью все-таки решаются. Думаю, любая объективная необходимость, приведшая человека на прием к представителю власти любого уровня, должна быть удовлетворена. Однако при этом нужно понимать, что исполнительная власть — не старик Хоттабыч, чтобы делать все и сразу. Но лично мне — чисто по-человечески — совесть не даст спокойно спать, если я кому-то был в состоянии помочь, но не помог. В некотором роде здесь, конечно, вступает определенный субъективный фактор.

— А можно ли при таком сумасшедшем напряжении говорить об определенной романтике, прелести работы чиновника?

— Вся прелесть — в результате. Хотя порой целый день трудишься, решаешь, думаешь, прикидываешь... А результата не видно — ну не стало лучше! Законотворчество — это ведь не завод, где можно выпустить две смены и делать не тысячу деталей, а полторы — и виден результат. Работая во власти, достаточно тяжело так быстро пожинать плоды. Зато когда приезжают из района, говорят спасибо за достроенную водокачку, сданную больницу, и ты знаешь, как это тебе доставалось, как много усилий ты в это вложил — вот это результат!

Да, кстати хочу сказать, что слово «чиновник» я не люблю, оно некрасивое. Есть люди, которым поручено выполнять какую-то работу. Сегодня это слово нередко используется как имя нарицательное и вызывающее определенные ассоциации. Украл — чиновник, недоработал — чиновник, зазнался — чиновник, на персональной машине ездит — чиновник... А у меня водители не выдерживают! Поработают месяц и уходят со словами: мне жена сказала, чем так работать — лучше уволиться. И ни у кого не возникает мысли о том, что тот самый чиновник в том же ритме трудится...

— Но, наверно, есть некая удовлетворенность, что востребованы ваша компетентность, ваше знание жизни?

— Да, конечно, это есть — когда ты постоянно в работе, постоянно кому-то нужен, когда решаешь какие-то вопросы, даже идя по коридору. В этом смысле я отличаюсь от чиновников, ведь классный чиновник может проговорить с человеком два часа, а о чем — никто и не вспомнит. В своей жизни я сталкивался с примерами такого чисто чиновничьего поведения. В 1998 году при подготовке какого-то совещания мне было поручено переоборудовать актовый зал. Как хозяйственник я тут же соображаю, что нужно сделать, приглашаю специалистов, говорю, где побелить, где мебель подлатать. После этого ко мне заходит чиновник «высшего пилотажа» и говорит: «Ты с ума сошел! Должно пройти определенное время, чтобы осмыслить масштабы работ, а ты хочешь к вечеру доложить, что поручение выполнено!» Для меня это абсурдная ситуация. В работе с людьми, с нашими избирателями подобному места вообще(!), категорически(!) быть не должно! Люди сразу перестанут верить. Поэтому и в работе, и в жизни мое «да» означает только «да», а «нет» — только «нет».

— Евгений Николаевич, вы курируете в том числе реализацию жилищного национального проекта. Эту животрепещущую для многих людей тему мы не можем обойти в разговоре. У этой программы нет конкретных временных рамок. Сегодня идет этап глобальной подготовки к ее реализации. Как вы оцениваете перспективы воплощения в жизнь жилищного нацпроекта в нашей области сегодня?

— В подготовке нацпроекта большая заслуга мэра города Новосибирска Владимира Филипповича Городецкого. Он очень разумно и взвешенно подошел к развитию жилищного комплекса. Видно, ему настолько надоели долгий процесс и жалобы на длительную подготовку строительных площадок, что он поменял всех чиновников, которые этим занимались. Сегодня в этой сфере работают компетентные, грамотные специалисты, которые достаточно разумно подходят к процессу землеотвода под строительство. Результат — строители уже не задают вопросы, где и как взять площадки, не предъявляют претензии, что долго стоят в очередях на согласования, и так далее. Хорошо, что мэрия вместе с областной администрацией в своей поддержке жилищно-строительных структур держат курс на застройку комплексных площадок. Так повышаются темпы и снижаются трудозатраты на производственный процесс, и лучший показатель этого — количество строительных кранов, «парящих» над городом.
— Но какими бы ни были темпы строительства, если жилье не станет доступнее, программа теряет смысл. Один из запускаемых сегодня механизмов доступности — ипотечное кредитование — пока не показывает сполна своей эффективности. Проценты остаются высокими, реально получить кредит достаточно сложно, как выплачивать его — для большинства вообще «дело темное». Есть ли в этом смысле возможность законодательно повлиять на политику банков, в том числе и коммерческих?

— Об этом недавно говорил и Владимир Владимирович Путин. Обращаясь к руководству банков, президент сказал: «Заканчивайте шутки с ипотекой, заканчивайте давать кредиты под 12 — 13 процентов годовых. В ближайшие годы ипотечные проценты должны быть снижены до уровня 5 — 6». Банкиры заверили, что в скором будущем смогут снизить процентную ставку до 9 процентов. К сожалению, мы в регионе нашим банкам жесткие условия ставить, как и законодательно воздействовать на них, не можем. Но многие руководители банковского сектора уже сейчас начинают понимать, что если сегодня они не снизят 2 — 3 процента, в дальнейшем потеряют очень много, клиенты отвернутся от них. Поэтому они стараются пересмотреть политику ипотечного кредитования, пытаясь выйти на уровень 7 — 8 процентов.

— Одно из направлений жилищного национального проекта — застройка индивидуальным жильем. Каковы, по вашему мнению, перспективы этого направления?

— В Новосибирской области индивидуальная застройка пока не получила широкого размаха, сегодня в областном центре по такому принципу строятся только 225 домов. Мы получили не совсем понятную картину: Новосибирск сельский вроде рядом с городом, и можно там выделить достойные участки под частное строительство, решив вопросы с энерго- и водообеспечением, но, чтобы перевести эти территории из статуса сельскохозяйственных в площадки под строительство, нужно, как говорится, пуд соли съесть. Этим сложности индивидуального строительства не ограничиваются. Если человек будет строить самостоятельно, все издержки по внутренней инфраструктуре — водо-, газо-, энергоснабжение, дороги и так далее — ложатся только на него. Поэтому необходимо создавать определенные формы организаций — товарищества или иные коллективы, при этом лучше уйти от известных уже понятий кооперативов. Этот не всегда удачный опыт мы уже проходили при строительстве кооперативных гаражей, когда люди сдавали деньги, а потом долго искали собравшего их председателя. Должны быть другие принципы, когда при наличии каких-то общих форм организации архитектурной, коммуникационной составляющих каждый человек смог бы строить сам — из того материала и так, как ему позволяют доходы.
— То есть заказчиком строительства должен быть орган государственной или муниципальной власти?

— В любом строительстве за все должна нести ответственность власть области и города, им нельзя отстраняться и говорить: я тебе дал ипотеку, иди выбирай строительную компанию. Ко мне лично приходили люди, вложившие деньги в строительство, с вопросами: а построит эта компания или нет? Чтобы не было таких ситуаций, органы власти должны выработать четкие критерии доверия, на которые могли бы опираться люди. Сейчас так же ситуация развивается с управляющими компаниями по ЖКХ. Федеральный закон гласит: с 1 января 2007 года все жители города и области должны доверить обслуживание своего жилья одной из компаний, но он не оговаривает многих нюансов. Управляющую компанию по ЖКХ может на сегодня организовать любой, а оценочных критериев ее работы практически нет — какими должны быть материальная база, состав услуг со стороны компании и так далее. Зима в Новосибирской области, считайте, уже началась, а мы только говорим о критериях, которыми должны обладать управляющие компании по ЖКХ.

К примеру, пожилые люди не могут разобраться в предлагаемой этими структурами документации. Моей маме принесли такой «свод» условий, согласно которым управляющая компания, предлагающая свои услуги, практически ни за что не отвечает: лифтовое хозяйство, крыши, подвальные помещения и многое другое — не ее вотчина. При этом они призваны собирать с жильцов деньги — в итоге по стране это выльется в десятки миллиардов рублей. Уже есть конфликтные ситуации, возникшие на этой почве, в Советском районе города Новосибирска. Сегодня необходимо выработать общий критерий для всех частных управляющих компаний, который должен стать основным инструментарием, понятным для всех. Одно из предложений нашего строительного комитета облсовета на этот счет — введение обязательного страхования жилья, стоимость которого составила бы, по нашему предложению, 10 копеек за один квадратный метр — пока было отклонено депутатами.

— В последнее время поднимается тема сокращения депутатского корпуса Новосибирского областного Совета. Насколько она обоснованна?

— На шестой сессии депутат Сергей Николаевич Титков заявил о том, что на последующих заседаниях депутатам будет предложено рассмотреть вопрос о сокращении численности Совета с 98 до 49 человек. Этот вопрос сегодня в стадии обсуждения и некоего «мягкого» размышления, но думаю, в дальнейшем он будет звучать серьезнее. Мнение о том, что работать с вдвое большим, чем прежде, депутатским корпусом сложнее, я не разделяю. В начале работы этого созыва многие говорили: это же 98 личностей! Из них 45 человек — руководители крупных предприятий! Но на сегодня сложился достаточно профессиональный, сильный, интересный Совет. Если еще убрать некоторый политический «налет», то в целом мы за прошедшие полгода, думаю, приняли бы не 27, а гораздо больше законов и деятельность Совета была бы еще более конструктивной. Но в целом работа идет ровно, ведь основные обсуждения проходят еще до сессии, и это наиболее правильно. Что касается разницы затрат на содержание того и другого количества депутатов, она невелика, так что экономия от уменьшения численного состава Совета получится небольшой.

— Какие самые главные законотворческие задачи стоят перед Советом во втором полугодии? Определены ли первоочередные вопросы, рассмотрение которых намечено на первую после отпуска сессию?

— Да, планы намечены. На сентябрьской сессии должен быть рассмотрен ряд законов об исполнении бюджета области в 2005 году, об исполнении областного фонда обязательного медицинского страхования — то есть вопросы, определенные на первую сессию, в основном связаны с областной казной. Что касается задач на полугодие в целом, особый акцент будет делаться на рассмотрение вопросов, связанных с реализацией нацпроектов. Сегодня федеральный центр проводит политику усиления контроля за реализацией мероприятий по этим направлениям, ведь и бюджеты на них определены весомые. Но, несмотря на это, большее внимание должно уделяться не контролю, а развитию.

Фотографии статьи
149-14.jpg
149-15.jpg
149-17.jpg
149-18.jpg