USD 99.8729 EUR 104.2310
 

Когда вызов — ложный

Беседовала Светлана СЫСОЕВА.



— Такую погоду мы называем пожароустойчивой, — поняв мою иронию, ответила собеседница. — Как работникам противопожарной службы такая слякоть нам нравится, а как простым людям — конечно же, нет. Все мы любим тепло и солнышко.

С этого и начался наш разговор. Однако основной его темой стал «бич огнеборцев» — ложные вызовы, которые не прекращаются и в без того непростой обстановке.

— Июнь выдался в Новосибирске необычайно жарким и наверняка побил рекорды не только по температурным нормам, но и по количеству возгораний?

— Скорее всего даже не июнь, а май для нас был самым сложным месяцем. Установилась жаркая погода, люди поехали на дачи, стали прибирать свои приусадебные участки, и начала гореть сухая трава, которая осталась после зимы, — количество вызовов резко увеличилось. Так, 12 мая у нас было рекордное количество выездов — 278. Это притом, что обычно мы выезжаем 25 — 30 раз за сутки. В пригороде возгораний много, особенно в Новосибирском районе, где у большинства жителей областного центра находятся дачи. Леса, кустарники, сухая трава, хвойная подстилка... В городе, где большое количество мусора, свалок, тоже пожаров хватает.

— То есть главная причина пожаров, как всегда, человек?

— Да, человек, его неосторожность. Другие причины, не зависящие от него, такие как короткое замыкание, технические неисправности электроприборов, встречаются крайне редко. Человеческий фактор играет большую роль. Даже если наши машины выезжают на подгорание продуктов — виновата людская беспечность: поставили пищу разогреваться, а сами ушли в магазин за хлебом. Плюс к этому — неосторожность при курении, просто неосторожное обращение с огнем.

— Вы начали говорить о ложных вызовах. Они часто встречаются в вашей практике?

— К сожалению, очень часто. Например, с начала года по июнь наши машины выезжали на тушение пожаров 1485 раз, из них на ложные вызовы — 864 раза. За июнь выезжали на пожары 184 раза, кроме того, на ложные — 102 раза. То есть чуть ли не каждый второй-третий вызов оказывается ложным.

Больше всего ложных звонков к нам поступает от детей, особенно сейчас, когда на каникулах многие предоставлены сами себе. Вот они и набирают 01. Хорошо, когда диспетчер опытный, задавая наводящие вопросы, выводит шутника на чистую воду. Но, к сожалению, не всегда получается установить истину по телефону. А не выехать на пожар мы не имеем права.

У меня в практике был такой случай: позвонил мужчина, и по его затрудненной речи нам показалось, что он пьяный. Пожарные машины, конечно, мы отправили, но, сомневаясь в том, что мужчина говорит правду, перезвонили и долго с ним разговаривали, пытаясь найти подтверждение его предполагаемому состоянию. В итоге оказалось, что он не пьян, просто у него после инфаркта нарушена речь. Поэтому не поверить человеку в такой ситуации — быть может, обречь кого-то на гибель.

— Какие у пожарных могут быть действия, когда они приезжают, а вызов оказался ложным? Они делают какие-то внушения «шалунам»?

— Конечно, делают, если видят перед собой виновника переполоха, но чаще всего никто не сознается. Да и времени на то, чтобы разбираться, кто виноват, и заниматься воспитательной работой, у пожарных нет: машина должна скорее вернуться в гараж, чтобы быть готовой выехать уже по другому вызову.

Мы же со своей стороны можем перезвонить заявителю (каждое рабочее место в службе 01 снабжено автоматическим определителем номера) и, если это был ребенок, приструнить. Иногда дети понимают, в чем провинились, и даже прощения просят: «Только не звоните родителям». Бывает и так, что родители дома, но заняты своими делами — обед готовят, смотрят ли телевизор, а ребенок сам себя развлекает, 01 набирает без конца. И вот когда перезвонишь, пригласишь маму или папу к телефону — и сразу слышишь: «Ах, ах, сейчас мы его!..»

— Но ложным бывает вызов и потому, что человеку только показалось, что где-то в самом деле пожар. А по факту — всего лишь подгорание продуктов, и от этого дым трубой...

— В этом случае звонивший, разумеется, не виноват. Более того, бдительность проявлять надо. Опять же случай из моей практики: женщина сообщила, что в доме, расположенном через один от ее дома, из форточки идет дым. В принципе, гореть могло что угодно, хоть котлеты на сковороде, но женщина решила позвонить в нашу службу. Пожарные долго искали адрес, так как женщина не знала номер нужного дома, но когда приехали на место, то оказалось, что в самом деле в одной из квартир случился пожар, в пламени погиб человек. Причем больше никто, кроме той женщины, к нам в службу не позвонил. И, не прояви она бдительности, жертв могло бы быть больше.

Всплеск ложных вызовов у нас бывает в весенний и осенний периоды, когда обостряются психические расстройства. Больного человека, конечно, проще определить: он неадекватно отвечает на вопросы. Но иногда бывает, что речь у него вполне логична. Тогда прибывшие на место пожарные вызывают бригаду скорой помощи, чтобы его забрали. Бывают случаи, когда такой «пациент» звонит нам по часу и дольше, блокируя нашу работу: занимает линию, и к нам не могут дозвониться другие люди, кому действительно нужна помощь.

К сожалению, ради развлечения иногда названивают и вполне здоровые люди, не находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. И мне, как человеку, проработавшему двадцать пять лет в противопожарной службе, знающему, что у нас каждая машина на счету и она может пригодиться в другом месте, не понятно, что движет человеком, когда он ради баловства набирает 01. Желание посмотреть, как с мигалками приедут пожарные?

Каждая заявка — это большой труд: обработка информации диспетчером, выезд пожарной техники… По правилам на каждый пожар должны выехать две машины, а если дом выше четырех этажей — то еще и с лестницей. Если машина поехала на ложный вызов и в этом же районе обнаружен настоящий пожар — диспетчер вынужден отправлять на возгорание машину из соседнего подразделения. Время прибытия к месту вызова увеличивается — соответственно, уменьшается время успешной ликвидации пожара. Такой «шутник» не осознает, что своим поступком он подставляет под удар жизни других людей. Пожар — стихия страшная, неуправляемая.

— И в какую же сумму государству обходится каждая такая неудачная шутка?

— У меня данные есть только за 2004 год, но и тогда выезд одной пожарной машины с боевым расчетом в семь человек обходился в 1176 рублей в час. Прибавьте сюда возросшую цену на бензин и инфляцию… А если два автомобиля, три — естественно, расходы будут больше. «Шутники» ведь вызывают нас не только на жилой дом, могут вызвать и на важный или даже опасный объект: театр, кинотеатр — туда поедут уже четыре машины сразу.

— Какие-то санкции на такой случай предусмотрены? Ведется ли расследование? Принимаются меры?

— Мы можем только пожурить человека, пристыдить — большими правами, к сожалению, не обладаем. Я уверена, что меры административного воздействия быть должны, а если ложный вызов повлек за собой гибель человека (пришлось перебрасывать на данный участок машину из другого подразделения, и пожарные попросту не успели спасти людей — о чем я говорила выше) или привел к материальному ущербу — в этом случае ответственность должна быть серьезнее. Но, к сожалению, я в своей практике не сталкивалась с тем, чтобы за ложный вызов наказывали.

— В таком случае, можно ли с ложными вызовами бороться?

— Думаю, можно. Основной контингент звонящих, повторюсь, дети, и в первую очередь именно с ними надо вести воспитательную работу. Например, в рамках школьного предмета ОБЖ можно разъяснять не только правила поведения при пожаре, но и всю серьезность такого поступка, как ложный звонок в противопожарную службу. Чем больше информации в целях профилактики и воспитания мы доведем до людей — тем лучше.