USD 99.8729 EUR 104.2310
 

С уважением к прошлому и вниманием к настоящему

Марианна ДАНИЛОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



К ним относятся памятники и сооружения, которые просуществовали не менее 40 лет и оценены экспертными советами как памятники, представляющие культурные и исторические ценности. Из 250-ти объектов, находящихся на территории города Новосибирска, 10 имеют федеральное значение (в их числе оперный театр, краеведческий музей, 100-квартирный дом и другие), 167-ми присвоен статус регионального значения — они находятся на охране области. Еще 24 объекта культурного наследия за последние несколько лет вновь выявлены и находятся в стадии получения статуса памятников города Новосибирска. Также историко-градостроительную среду столицы Сибири представляют 54 вновь выявленных объекта, еще 135 таких объектов, расположенных в городе, находятся на государственной охране. Из общего числа объектов к историческим относятся 38 объектов, архитектуры — 202, искусства — 6, археологии — 9, около 100 объектов декоративно-монументального искусства.

Все больше и больше в нашем городе появляется сооружений, которые увековечивают те или иные даты, события, личностей, внесших вклад в развитие города Новосибирска и всей России. По мнению главного архитектора мэрии Новосибирска Валерия Арбатского, с градостроительной, архитектурной точки зрения это свидетельствует о том, что город вышел на определенный уровень своего развития. Ведь памятники по-настоящему — когда они связаны с ансамблями застройки, с архитектурой зданий, с городским пространством, благоустройством, — появляются на этапе зрелой, достаточно подготовленной для размещения этих элементов городской среды. В этом случае памятники во многом «усиливают» территорию, на которой они расположены, или даже завершают некий архитектурный замысел, заложенный в том или ином проекте, иногда памятные сооружения являются центрами композиции целой улицы, площади.

Возведение памятника — это достаточно серьезный, сложный, многоплановый творческий процесс, во многом относящийся к уровню решения градостроительных задач. Первая сложность этого процесса — определение оптимального местоположения будущего объекта монументально-прикладного искусства. Несмотря на то, что уже на начальных этапах возведения памятников формируются основные требования, параметры размещения того или иного культурно-исторического объекта и к работе по его созданию привлекаются художники, дизайнеры, скульпторы, в большей степени изначально решаются все же градостроительные задачи. Очень важно, к примеру, правильно «вписать» будущий памятник в окружающую архитектуру, сделать его сомасштабным существующей или проектирующейся застройке, не нарушить имеющиеся пространственные связи. Значимый этап определения масштаба возводимого памятника специалисты называют практически ювелирной работой.

Следующая стадия возведения памятника более конкретна. Когда место его расположения определено, начинаются эскизные и концептуальные проработки, а также вариантное проектирование. Здесь уже появляется определенный пластический образ, архитектурно-художественные решения. Постамент, на котором будет стоять памятник, благоустройство территории вокруг — все это должно составлять единый замысел со скульптурой. Поэтому на данном этапе проверяются разные точки визуального восприятия композиции. Уже на завершающей стадии ведется конкретная проработка художником моделей, эскизов, деталей композиции и рабочее проектирование памятника.

В последние годы в городе открываются все новые и новые памятные места. Особенный качественный скачок в этом плане был приурочен к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, когда в Новосибирске одновременно было открыто сразу несколько монументов. Сегодня в городе обозначена часть площадок, на которых в будущем предполагается установка произведений монументально-декоративного искусства. Некоторые из намеченных территорий пока не имеют определенного предметного назначения, они просто обозначены как обоснованные для возведения памятников с точки зрения архитектуры и градостроительства.

Работа над рядом объектов культурно-исторического наследия в Новосибирске сегодня носит вполне конкретный характер. Объявлен конкурс на размещение памятника Крячкову. Новосибирские художники работают над воплощением образа Пушкина — идет проработка вариантов размещения данного памятника. Не остаются без внимания идеи установки памятника Ломоносову, есть задумка по целому ряду более крупных объектов, которые отразили бы историю нашего города. Среди них возведение на набережной Оби памятника или композиции, посвященной основателям Новосибирска. Ее масштабы должны быть созвучны, соразмерны пространству сибирской реки, ее набережной и застройке берегов. В развитие композиции, посвященной основателям Новосибирска, предлагается размещение на набережной памятного знака морякам и речникам. Также в перспективе — создание комплекса фонтанов перед ГПНТБ, который получит развитие в парковую аллею. Предполагается, что эта композиция будет состоять из семи фонтанов, символизирующих крупные сибирские реки.

Запечатлевая важные исторические реалии, современные новосибирцы не против увековечения и дня сегодняшнего, «благодаря» чему сегодня процесс установки памятных сооружений иногда приобретает несколько стихийные формы, когда граждане самовольно устанавливают памятные знаки, посвященные личным датам и событиям, себе, своим близким. Все активнее проявляются инициативы общественных организаций, предприятий и отдельных физических лиц на установку того или иного памятника. Чтобы этот приобретающий порой неопределенные формы процесс не превратился в «стихийно-памятное бедствие», для регламентирования установки подобного рода сооружений применяется успешная практика, опробованная на установке памятных досок, размещающихся на зданиях.

Предварительно такого рода вопросы проходят рассмотрение на специальной комиссии по наименованиям в мэрии, где рассматривается проект, согласовывается размещение, прорабатываются вопросы содержания будущего культурно-исторического объекта. При этом берется во внимание идеологическое содержание будущего памятника, обоснованность его воздвижения в городе Новосибирске — с учетом архитектурных и градостроительных требований.

Кроме монументально-исторических объектов, тенденцией последнего времени становится сооружение чисто декоративных, символических произведений. В Новосибирске, к примеру, к таким декоративным элементам относится так называемая «Скамейка влюбленных» в сквере перед театром «Глобус» и другие сооружения. Эта дизайнерская, декоративная часть имеет право на существование как художественное оформление города и составлять часть городской среды. Подобные произведения планируется и дальше размещать в формирующихся сегодня пешеходных зонах нашего города. Кстати, одной из таких «безавтомобильных» зон в будущем планируется сделать в том числе территорию от оперного театра до «Глобуса». Там, между улицами Серебренниковской и Каменской, оставлен незастроенный «коридор», который планируется преобразовать в Театральный бульвар. По замыслу, эта пешеходная зона продлится от парка «Центральный», свяжет территорию оперного театра и выйдет в парковую зону за «Глобусом».

Фотографии статьи
136-15.jpg
136-16.jpg