«Прозрачность — один из главных принципов судопроизводства»
Начнет действовать электронное правосудие. Или это фантастика?
Об идущих и грядущих переменах в судопроизводстве мы беседуем с исполняющим обязанности председателя арбитражного суда Новосибирской области Вячеславом АНТОНОВЫМ.
— Вячеслав Владимирович, насколько существенны перемены судебной реформы?
— Они таковы, что государство, можно сказать, впервые повернулось к судебной системе лицом. Увеличилось финансирование судов, начались реконструкция и строительство новых судебных помещений. Что касается электронного правосудия, то это задача следующего этапа судебной реформы, оно предполагает три момента, очень важных для всех участников судебного процесса: доступность, открытость и единообразие судебной практики.
Например, когда есть единообразная практика и участники судебного процесса свободно могут на сайтах с ней ознакомиться и почитать, то, думаю, ни один судья не будет выносить вердикт, противоречащий судебной практике. Таким образом, судебная ошибка может пресекаться еще в зародыше. Судье — подспорье в работе, а участникам процесса — дополнительная гарантия законности.
— Да еще, кажется, недавно наши суды выглядели столь бедно, что в этом мог убедиться каждый, кому выпало «счастье» побывать в суде советской поры: тесные темные коридоры, отсутствие гардероба для посетителей, нет столовой, плохая мебель, дефицит бумаги и скрепок...
— Я буду говорить только об арбитражном суде Новосибирской области, поскольку по должности отвечаю за его работу. С апреля у нас заработал сайт суда (http://www.arbitr-nso.ru), где начинает появляться информация о назначении дел к слушанию, кто рассматривает. С августа мы планируем внедрение программ автоматизированной системы распределения дел между судьями. А еще в перспективе — автоматизированное ведение протокола судебного заседания, видеоконференции, видеонаблюдение.
— Насколько я понимаю, техника повысит защищенность суда. Но как же тогда с доступностью его для граждан?
— Любой гражданин сможет прийти в наш суд, надо только будет при этом захватить с собой паспорт и пройти через «рамку», реагирующую на металл. Зачем такие предосторожности, я думаю, объяснять не требуется.
— Какова задача областного арбитражного суда на ближайшее время?
— Решение кадрового вопроса. У нас по штату 59 судей, а фактически вместе с руководством суда работает 48.
— Почему появился дефицит кадров?
— В немалой степени он — следствие повышенных требований, которые предъявляются к судьям при назначении на должность. Не секрет ведь, что каждую кандидатуру на пост судьи проверяют по 10 — 15-ти направлениям — это и родственники, и прежняя работа...
В решении кадровой проблемы в суде есть два варианта: экстенсивный и интенсивный. Первый — наращивание количества судей — по количеству дел... Руководство Высшего арбитражного суда России избрало второй вариант — использование новых технологий в судопроизводстве, одновременно увеличение штата помощников, секретарей судей, которые принимают на себя всю формальную часть в подготовке судебного акта, высвобождая судью для более плодотворной творческой работы. Должен заметить, что прием на должности помощников проходит по конкурсу, с запросом в соответствующие органы, из числа специалистов с высшим юридическим образованием.
— Это может быть резерв на выдвижение на должность судей?
— В принципе так оно и задумано. У нас уже есть подобные успешные примеры. Через пару лет, я думаю, наш суд восполнит кадровый дефицит.
— Почему уже не завтра?
— Развитие сдерживает другой дефицит — в служебных площадях. Как вы знаете, арбитражный суд Новосибирской области уже достаточно продолжительное время располагается в неприспособленных для полноценного судопроизводства помещениях — одна часть по адресу: улица Немировача-Данченко, 165, другая (суд первой инстанции) — на ул. Кирова, 3.
В 2001 году нам передали недостроенные здания в Сибирской академии государственной службы. Сегодня у нас находится на реконструкции три корпуса общей площадью 10 тысяч квадратных метров. Все работы финансируются за счет федерального бюджета. Здания перепланируются под специфику арбитражного суда, укрепляются дополнительными конструкциями. На следующий год в новых помещениях начнутся отделочные работы первой очереди. А окончание всех работ планируется завершить к 2008 году.
— Суд станет просторнее и удобнее для всех?
— Должен таким стать. По новым нормативам судьи получают площадь не менее 160 квадратных метров, обеспечиваются кабинетами и секретари, помощники судьи. В плане также залы судебных заседаний, комнаты ожидания для участников процесса, гардеробы и столовая.
— Да, по сравнению с тем, чем располагает арбитражный суд сегодня на улице Кирова, это отличается, как день и ночь...
— Нынешнее положение нашего суда, считаю, не красит судебную систему. У нас нет ни одного зала судебного заседания, судьи ведут заседания и совещания в страшной тесноте, негде расположиться участникам процесса...
— Может быть, от этого и возникают иногда во время судебного заседания случаи неэтичного поведения участников процесса?
— Условия труда, конечно, многое определяют. Тем не менее для нас предметом особого внимания являются факты неэтичного поведения судей. Чтобы оградить суд от людей, профессионально не пригодных к отправлению судейской должности, чтобы человек добросовестно относился к своим служебным обязанностям, в Закон «О статусе судей» вносятся различные дополнения, повышающие ответственность судей, прозрачность их деятельности. Например, закрепляется обязанность судей декларировать перечень своих знакомых, личного имущества, транспортных средств, годовой доход, вести дневник всех контактов в период ведения судебного процесса и во время заседания огласить его содержание. Не вижу ничего в том страшного. Это направлено на то, чтобы объективно, в соответствии с законом и без всякой предвзятости рассматривать любое арбитражное дело, с исключением каких-либо обвинений судей в личной заинтересованности в исходе дела.
— Дел в суде становится больше?
— В первом полугодии этого года мы рассмотрели 13 тысяч 602 дела — на 2 387 дел больше, чем за соответствующий период прошлого года. С заключением мирового соглашения — 249. Нагрузка на судей стабильно возрастает.
— Вячеслав Владимирович, недавно члены арбитражного суда приняли участие в обсуждении проблем судебной системы на семинаре, организованном ТАСИС. Что нового для нас прозвучало там?
— На этом семинаре работали председатели судов и руководители аппаратов судов. Речь шла, главным образом, если сказать коротко, об организации хозяйственной деятельности в судах. В последнее время значение руководителей аппаратов судей, администраторов, заметно возрастает. Суд сегодня — это помещения, оргтехника, коммунальные условия, очень много надо делать для того, чтобы процесс протекал в цивилизованных условиях, было тепло, светло, чисто, комфортно. По сложившейся в последние годы практике обязанности по материальному обеспечению деятельности суда возлагались дополнительно на его председателя. Сегодня мы пытаемся развить новый институт в судебной системе — институт руководителей аппарата — администраторов суда, которые на профессиональном уровне должны будут принять на себя все хозяйственные заботы, высвободив председателей судов для их непосредственной судейской работы. По крайней мере, лично мне давно хочется в полной мере заняться правосудием.
На снимке: строится новый арбитражный суд.