Качество не лежит на поверхности
Руководитель департамента образования области Владимир Иванов назвал основным приоритетом в работе своих коллег не просто реализацию конкретных направлений национального проекта, но в первую очередь эффективное совмещение их с существующими или разрабатываемыми в области собственными программами. Поэтому департаментом разрабатывается комплексная межведомственная программа развития образования Новосибирской области, рассчитанная на 5 лет. К августу планируется подготовить концепцию инновационного развития образования. По этой тематике уже сегодня проводятся семинары, «круглые столы», информация размещается в интернете и в местных изданиях.
Владимир Викторович отметил положительную динамику в процессе выплат дополнительных пособий учителям за классное руководство. Вся сумма, а это более 139 млн рублей, поступила в распоряжение департамента. К этому необходимо добавить ещё около 95 млн рублей. Тогда можно будет говорить о наличии средств на оплату дополнительных пособий за классное руководство до конца года. Пока задержек по выплате этих надбавок не было, и если, по словам Владимира Иванова, до августа из федерального центра перечислят обозначенные 95 млн рублей, то и в будущем средства будут перечисляться учителям своевременно. Также в полном объёме и своевременно финансируются поощрительные выплаты талантливой и одарённой молодёжи. К стипендиям и грантам, предоставляемым Новосибирской областью, добавились пособия, предусмотренные в рамках национального проекта и имеющие более значимое денежное выражение (по 60 тыс. рублей — победителям всероссийских конкурсов и олимпиад и по 30 тыс. рублей — 26-ти победителям областных олимпиад).
В нашей области уже завершился конкурс среди образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Гранты в размере 1 млн рублей предоставлены 54 школам, а всего в конкурсе принимали участие более 110 образовательных учреждений. В соответствии с установленными квотами 21 грант достался школам городских округов (большинство из которых — школы Новосибирска, а также Искитима и наукограда Кольцово), 33 гранта распределены среди школ районов области (здесь лидирует Ордынский район — 3 школы).
Сейчас проводится конкурс среди лучших учителей, в рамках которого предусмотрено поощрение победителей денежными выплатами в размере 100 тыс. рублей.
Председателя комитета по науке и образованию Сергея Худякова и Светлану Барам интересовал вопрос, почему некоторые образовательные учреждения, обладающие достаточно хорошей базой и показывающие высокие результаты, не были удостоены грантов. Владимир Викторович назвал несколько причин. Во-первых, многие учреждения, находящиеся у всех на слуху, отнеслись к разработке конкурсных программ без должной ответственности, полагаясь на то, что они победят «по определению». Во-вторых, система установленных квот не позволяла предоставлять гранты многим действительно хорошим и достойным школам; так, в одном только Железнодорожном районе города Новосибирска таких школ можно назвать около 10. И в-третьих, по мнению Владимира Иванова, признаки качественного образовательного процесса не всегда лежат на поверхности. Хорошие знания дают не только там, где каждый год выпускается много медалистов, где современные компьютерные классы или хорошо оснащённые спортивные залы. Владимир Викторович добавил, что уже в следующем году сегодняшние «неудачники», скорректировав конкурсные программы, смогут вновь испытать удачу, а сегодняшние победители в конкурсе следующего года участвовать уже не будут.
О другом конкурсе, информация о котором интересовала депутатов не меньше, рассказала начальник отдела высшего и дополнительного профессионального образования департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области Марина Ананич. Речь идёт о конкурсе по предоставлению грантов высшим учебным заведениям на реализацию инновационных программ. Нашу область представляли в нём четыре вуза, из них два — Новосибирский государственный университет и Новосибирский государственный технический университет — вышли в финальную часть конкурса. Но по итогам финального отбора в числе победителей новосибирских вузов не было. Марина Ананич склонна видеть причины неудачи в том, что НГУ после предварительного этапа твёрдо шёл на втором месте после одного из московских университетов, но в финале отдельные пункты его программы занижались для того, чтобы на первых местах оказались столичные вузы. В результате НГУ вообще выбыл из числа победителей. К тому же на проводимое строительство НГУ из федерального бюджета выделены значительные финансовые средства — около 65 млн рублей, и получить вторую сумму в несколько миллионов рублей за один год, с точки зрения некоторых, было просто недопустимо. И ещё: обошедший новосибирские Томский университет располагает действующей системой бизнес-инкубатора для студентов и молодых учёных, что рассматривалось как дополнительный положительный критерий, отсутствующий у наших вузов.
Депутат Вячеслав Маркелов, также склонный видеть субъективный фактор при оценивании конкурсантов, поинтересовался, существуют ли чёткие критерии, в соответствии с которыми производится оценка. Марина Ананич подтвердила, что такие критерии есть, но не всегда, исходя из них, можно дать объективную характеристику. В этом плане НГУ является наиболее характерным примером. Так, для университета полагается располагать библиотекой, включающей в себя определённое количество научной и учебной литературы, у НГУ же библиотека относительно маленькая. Но при этом студенты, аспиранты и преподаватели госуниверситета имеют возможность пользоваться богатейшей библиотекой СО РАН. Аналогичная ситуация с профессорско-преподавательским составом — в университете должно быть определённое количество состоящих в штате кандидатов и докторов наук. В НГУ большинство преподавателей — совместители. Основное место их работы — опять же институты СО РАН, что само по себе говорит о высоком качестве преподавания.
Через несколько месяцев будет проводиться второй этап конкурса, и некоторые компетентные лица дают прогноз, что наши вузы смогут в нём рассчитывать на победу. И всё же Сергей Худяков задал вопрос, готовятся ли НГУ, НГТУ, СГУПС и СГГА к осеннему этапу, идёт ли работа над ошибками, корректируются ли конкурсные программы, исходя из примеров, которые можно позаимствовать у вузов-победителей. С точки зрения Марины Ананич, на данный момент работа по совершенствованию конкурсных программ не ведётся, по крайней мере, у неё информации на этот счёт нет. Да и совершенствовать какие-либо пункты достаточно сложно, исходя из полученных формулировок («невразумительная программа» — и больше никаких комментариев). Вся информация по программам, получившим гранты, закрыта — даже томичи предпочитают дать вежливый отказ в просьбе ознакомиться с проектами их конкурсных программ.
Информация, предоставленная М. Ананич и В. Ивановым, была принята депутатами комитета по науке и образованию к сведению. Сергей Худяков и его коллеги рекомендовали в завершение обсуждения как департаменту образования, так и отделу высшего и дополнительного профессионального образования департамента науки, инноваций, информатизации и связи совершенствовать информационное сопровождение проводимых при их участии программ, что позволит значительно повысить уровень положительного восприятия населением мероприятий в рамках национального проекта в сфере образования.