Новосибирское самоуправление — пример для регионов
Не остались без внимания актуальные темы воплощения в жизнь проекта «Доступное жилье», предоставления земельных участков под жилищное строительство, обустройства инженерной инфраструктуры под площадки комплексной застройки, работы органов территориального общественного самоуправления.
Рассказывая о реализации закона о местном самоуправлении, мэр Новосибирска Владимир Городецкий подчеркнул, что этот закон многими территориями воспринимается своеобразной «петлей на шее» из-за отсутствия профессионального взаимодействия муниципального образования с субъектом Федерации.
«Самая главная необходимая составляющая — конструктивное взаимодействие представительной и исполнительной власти муниципальных образований, — подчеркнул Владимир Филиппович. — У нас единые задачи, ответственность перед людьми, но как исполнять эти задачи, с какой степенью взаимодействия эффективно реализовывать 131-й закон зависит от того, насколько выстроено сотрудничество всех ветвей власти».
Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются муниципалитеты при реформе местного самоуправления, председатель городского Совета Новосибирска Надежда Болтенко отметила в первую очередь неурегулированность межбюджетных отношений.
«К сожалению, на сегодняшний день предусмотренные законодательством процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований не позволяют добиться эффективного распределения финансовой помощи между местными бюджетами. Мы нуждаемся в более гибких механизмах выравнивания бюджетной обеспеченности, — подчеркнула Надежда Болтенко.
Еще одна проблема — введение ограничений на возможный перечень муниципального имущества и неурегулированность земельных отношений. По словам Надежды Болтенко, земля и имущество всегда были основными ресурсами муниципальных образований, а в результате реформ они стали главными источниками пополнения местных бюджетов. От эффективности их использования зависят доходы городов. В связи с этим новосибирцы уже не раз выходили на разные уровни власти с предложениями принять меры по ускорению процедуры разделения земель на федеральные, государственно-региональные и государственно-муниципальные.
Также новосибирский муниципалитет выступал с предложением предусмотреть полномочия городов по развитию научно-промышленного потенциала — закрепить за местным бюджетом часть поступлений от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. В новых условиях эти функции выведены из полномочий муниципалитета, тем самым город потерял заинтересованность в развитии своей промышленности, но экономику субъекта Федерации зачастую во многом формирует областной центр.
Реформа местного самоуправления проходит в системной связи с другими реформами, в частности, в градостроительстве, земельных и имущественных отношениях, в жилищно-коммунальной сфере. Одной из проблем, свойственной почти всем городам страны, остается недофинансирование капитального ремонта жилья. В Новосибирске в капремонте нуждается 21 процент жилфонда, общая сумма недофинансирования составляет 19 миллиардов рублей. По мнению Надежды Болтенко, в решении этих вопросов не обойтись без выделения средств на капремонт из федерального бюджета.
Подобный «общий слет» Союза, на котором формируются задачи для Координационного совета, происходит раз в два года. А заседания Координационного совета Союза проходят в разных регионах страны раз в квартал. По словам председателя Координационного совета, председателя Думы городского округа Тольятти Александра Дроботова, за последние два года представители горсоветов внимательно отслеживали ситуацию с принятием и внедрением 131-го закона. Рекомендации и обращения Координационного совета носят исключительно прикладной характер с конкретными ссылками на статьи закона, нуждающиеся в корректировке.