USD 101.6143 EUR 105.2512
 

Разорвет ли разделение функций «порочный круг»?

Марианна ДАНИЛОВА.



Особенно жаркая пора сегодня у новосибирских региональных законодателей — депутатов областного Совета, — «подстраивающих» на данном этапе новую федеральную законодательную базу, регламентирующую деятельность в сфере ЖКХ, под местные условия.

Многие проблемы, считают депутаты комитета Новосибирского облсовета по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса, продиктованы именно несовершенством рамочного федерального законодательства, далеко не с полной эффективностью работающего сегодня в условиях конкретных регионов. Оценка правильности выбора стратегических целей, успехов и промахов в выборе ряда тактических шагов реформирования ЖКХ в нашей области стала задачей обсуждения на прошедших недавно в облсовете депутатских слушаниях, посвященных теме реформирования ЖКХ.

Результат законодательных недоработок, считает председатель комитета облсовета по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса Александр Савельев, — невыполнение реальных обязательств государства, отсутствие действительных экономических отношений, низкое качество предоставляемых услуг.

«Высокая степень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация на предприятиях отрасли, социальная демагогия вместо понятных правил игры делают отрасль не очень привлекательной для частного предпринимательства, — говорит Александр Владимирович. — Вместе с тем на настоящий момент в секторе жилищно-коммунального хозяйства рост капитала составляет около триллиона рублей. Но отрасль при этом до сих пор остается убыточной и складывается порочный круг: убыточность исключает инвестиции, а отсутствие инвестиций порождает безусловную убыточность. Очевидно, что системный характер проблем ЖКХ требует серьезных политических и экономических решений на самом высоком государственном уровне».

Активное взаимодействие федерального центра и регионов необходимо уже лишь в силу специфики одного из самых больших секторов экономики России — ЖКХ, предприятия которого рассредоточены по всей территории страны и находятся в сфере ответственности органов местного самоуправления. Поэтому попытки реформировать отрасль только из центра ни к чему не приводят, а реально изменить положение дел может только создание на государственном уровне эффективной системы мотивации как с положительными, так и с отрицательными стимулами для всех задействованных в этой системе субъектов.

Еще совсем недавно структура жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг представляла из себя достаточно однообразную картину. В основном это были государственные унитарные предприятия либо кооперативы, других форм в этой отрасли не было. Одна из основных современных задач реформирования ЖКХ — создание в отрасли конкурентной среды — определена сегодня федеральной целевой программой «Жилище». Решение этой задачи базируется на основе разделения функций подрядчика и собственника. Возникла необходимость сформировать договорные отношения между собственником, управляющей компанией и обслуживающими организациями. Буквально в последние годы начал активизироваться конкурсный отбор на выполнение коммунальных услуг и работ по эксплуатации жилищного фонда. На сегодня доля договоров подряда на эти услуги, заключенных на конкурсной основе, составляет по Сибирскому федеральному округу всего 11 процентов, в целом по стране — 14 процентов.

Формирование договорных отношений между собственниками и обслуживающими организациями, уменьшение стоимости и улучшение качества услуг требует ускоренного развития схемы самоуправления объектами жилищного фонда. Это создание института собственников, ТСЖ, жилищных, жилищно-накопительных, строительных кооперативов. В нашем регионе доля обслуживаемых ими площадей сегодня невелика, и аналогичная ситуация характерна для многих других российских территорий.

За прошедший период муниципалитеты приняли в собственность практически вдвое больше жилья, чем имели 10 лет назад. Жилищный фонд города Новосибирска сегодня составляет 26 миллионов квадратных метров жилищного фонда, из них 10 лет назад 9 миллионов были муниципальными, львиная доля — порядка 12 миллионов квадратных метров — относилась к государственному жилищному фонду, остальное жилье принадлежало частникам. Сегодня картина меняется, и управление весомой частью жилищного фонда постепенно переходит к частникам, ТСЖ, ЖСК.

«Долю муниципального жилищного фонда можно сегодня определить лишь условно, потому что по городу Новосибирску и по ряду районов области уровень приватизации жилищного фонда достигает уже 80 и более процентов, и управлять этим жильем теперь муниципалитет не имеет ни морального, ни юридического права», — отмечает Владимир Анисимов.

В связи с этим в ближайший период времени большие усилия в Новосибирской области были аккумулированы на формирование условий по управлению многоквартирными жилыми домами. Упор при этом во многом делается на управление жилищным фондом частными компаниями. Это, как утверждает Владимир Анисимов, не означает, что региональная, государственная и местная власть полностью уйдут из этой сферы. Более того, специалисты областной администрации продолжат работу по формированию эффективных условий рынка ЖКХ и в ближайшее время предоставят депутатам Новосибирского городского и областного Советов на рассмотрение и утверждение областную целевую программу мероприятий по совершенствованию и модернизации жилищно-коммунального комплекса области.

При разработке механизмов взаимодействия собственников жилья и их объединения в органы местного самоуправления не стоит забывать о необходимых функциях контроля. По мнению заместителя председателя Новосибирского облсовета, члена комитета по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса Евгения Покровского, серьезной проблемой, вызывающей много вопросов, остается деятельность управляющих компаний.

«По этому поводу неоднократно собирались заседания нашего профильного комитета. Сегодня мы четко определили свою позицию: необходимо, чтобы администрация области подробно, четко проработала вопросы определения оценочного механизма, которым мы будем руководствоваться в процессе реорганизации отрасли ЖКХ, — говорит Евгений Николаевич. — Мы должны четко представлять, по каким критериям может предоставляться право той или иной организации управлять жилищно-коммунальным комплексом. Сегодня предложения по определению такого права готовятся в комитете».