USD 101.6143 EUR 105.2512
 

«Неприкасаемых» не будет

Вадим ГЛУХОВ.



В должности начальника областного ГИБДД Сергей Штельмах — с 20 февраля 2006 года. Скажем сразу, что «наследство» — в части общего увеличения транспортного потока — ему досталось непростое. Каждый день Новосибирск испытывает напряжение от увеличивающихся пробок на дорогах, милицейские сводки сообщают о новых ДТП.

— Сергей Викторович, что делается сегодня в ГИБДД для улучшения обстановки?

— Делается немало. И есть результаты: по области за пять месяцев почти на семь процентов произошло снижение общего количества ДТП, на 34,5 процента сократилось число погибших. Конечно, хотелось бы, чтобы эти показатели были гораздо выше. Нас совершенно не удовлетворяет ситуация по происшествиям с детьми, нетрезвыми водителями.

— За счет чего достигается снижение количества ДТП?

— Усиленно работаем по их предупреждению. Перед летним сезоном осуществили комплекс профилактических мероприятий. Во время рейдов по сельским населенным пунктам выявляли незарегистрированные мотоциклы, проводили с их владельцами беседы. Наши сотрудники побывали во многих школах области, общаясь с преподавателями и детьми, разъясняли необходимость изучать правила движения по улицам. Под особым вниманием те школы, где дети стали жертвами ДТП. Важно, чтобы ребенок с раннего возраста умел ориентироваться на проезжей части дороги, а педагог мог доступно рассказать ему об этой необходимости — не мельком, а посвятив этому столько времени, сколько требует проблема, потому как нет ничего дороже здоровья и жизни человека. Должен заметить, что школьный предмет ОБЖ, который должен включать и эту тему, далеко не всегда отвечает этим пожеланиям, не исключено, что вообще обходит ее стороной...

Мы стремимся максимально разнообразить профилактическую работу — например, в кукольном театре идут три спектакля, посвященные безопасности дорожного движения. С этими спектаклями театр выезжает в сельские районы. Для работы со взрослым населением используем другие формы — проводим специальные операции, такие, например, как «Маячок». Сотрудники ГИБДД отслеживают на дорогах факты игнорирования водителями сигналов движущейся «скорой помощи», пожарных машин или эскорта сопровождения (детей, правительственных делегаций, габаритного груза и т. д.).

— Что же это за водители, которые не уступают дорогу «скорой помощи» или пожарным, спешащим на помощь людям?

— Они разные — одни не замечают «маячка», другие по жизни — хамы, которые всегда презирают любые общественные нормы и правила. К таким применяем меры административного воздействия.

— Однако в суде нарушители нередко ведут себя иначе — льют слезы, просят не наказывать строго, ссылаясь на трудное материальное положение, малолетних детей на иждивении...

— Да, бывают случаи либерального отношения к виновникам ДТП. Особенно характерно это для сельской местности... Мы проводим совместные совещания с судьями, обсуждаем меры по предотвращению роста ДТП. Практика показывает, что человек, не получивший адекватной оценки своему правонарушению, через некоторое время вновь его совершает, и нередко при более тяжких последствиях. Но есть и другая сторона проблемы — не всегда качественно сотрудники ГИБДД готовят материалы для суда, и адвокаты виновников ДТП с легкостью освобождают своих клиентов от ответственности. Хотя в целом процент судебных решений о применении административных мер достаточно высок — более 80 процентов, но было время, когда ни одно нарушение не оставалось без последствий. Может, если судьи, которые работают по материалам данной категории, хотя бы раз в жизни побывали бы с сотрудниками ГИБДД на месте происшествия с тяжкими последствиями по вине нетрезвого водителя, то меньше потом возникало бы иллюзий в суде относительно их случайности?

— А сколько всего поступило из ГИБДД в суды дел об административной ответственности?

— За пять месяцев более 50 тысяч.

— Сергей Викторович, что изменилось с момента введения мер по ограничению употребления алкоголя за рулем — не более 0,5 промилле?

— Полагаю, что лучше не стало. Все люди разные и в разное время в различных ситуациях по-разному реагируют на дозу алкоголя. Не лучше ли водителям отказаться от опасных экспериментов с алкоголем на дороге?

— Профилактические операции ГИБДД продолжаются?

— Конечно. К примеру, уже в ближайшее время организуем проверки на пешеходных переходах, где водители всегда обязаны на зеленый свет пропускать пешеходов.

— А еще хорошо бы навести порядок и при повороте на перекрестке — до сих пор не каждый водитель в Новосибирске уступит дорогу пешеходу, идущему на «зеленый» через перекресток...

— Работаем и над этой проблемой. В Кемерово с ней справились за 1,5 года, в Омске — за 2 года. Наведем порядок и в Новосибирске. На первоначальном этапе сосредоточим усилие на главных магистралях города, где наблюдается наибольшее скопление пешеходов.

— Меры воздействия будут применяться и к пешеходам, спешащим на «красный»?

— Непременно.

— Чем будете наказывать?

— Обойдемся обстоятельной беседой о соблюдении правил дорожного движения.

— В последнее время меньше стало машин заезжать на пешеходную часть, парковаться в неположенном месте — и все же это продолжается, отравляет жизнь в городе...

— Перед тем как активизировать работу с эвакуаторами, мы постарались предупредить всех владельцев магазинов, кафе, ресторанов, чтобы были выполнены условия по парковкам автомобилей. Добавилось число эвакуаторов, а еще в последнее время мы упростили процесс доставки автомашин на штрафные стоянки. Инспектор со свидетелями составили документ — и в путь. Порядка 15 — 16 машин мы ежедневно эвакуируем с городских улиц. По графику работаем в разных районах Новосибирска. Но для кардинального улучшения обстановки сил не хватает.

— А как быть с проблемой проезда автомобилей в час пик в объезд светофоров через жилые дворы? Жильцы огораживают свои дворы преградами, ставят заборы, шлагбаумы.

— Да, такое происходит в центральных частях районов Новосибирска. Наши дороги оказались не готовы к такому росту транспортного потока. Устройство самовольных шлагбаумов на въезд во двор — мера незаконная, а с другой стороны, по наведению порядка во дворах домов ГИБДД никогда не работала... Но придется.

— Немало автомобилистов уже обзавелись детскими креслами — они опережают события?

— Вы знаете, что эти пункты правил до 1 января 2007 года приостановлены, но не нужно дожидаться. Умные люди сразу поняли, как необходимы для безопасности эти кресла. За пять месяцев у нас погибло пять детей, и двое при лобовом столкновении вылетели от удара через окно... Зачем рисковать, ждать, когда дополнения к закону вступят в действие? Посмотрите, как люди правильно отреагировали на перспективу введения нового требования — включать на трассе ближний свет, — сегодня это уже стало повсеместным явлением.

— Сергей Викторович, а что делать с сотовыми телефонами? Водитель одной рукой держит «трубку», другой крутит баранку, отвлекается от дороги?

— Правилами дорожного движения запрещено пользоваться сотовым телефоном за рулем, но сколько ДТП случается по этой причине, пока не подсчитывали.

— Кто больше совершает правонарушений на дороге — женщины, девушки, пенсионеры?

— Главный критерий оценки — не возраст или пол, а опыт вождения. У нас далеко не во всех автошколах процесс обучения организован на должном уровне. Первое, что я сделал на третий день своего вступления в должность начальника управления ГИБДД, — пригласил на встречу руководителей всех автошкол и проинформировал о требованиях к процессу обучения. К сожалению, до сих пор есть факты, когда студенты не посещают занятия и тем не менее получают оценки и зачеты. Такие школы мы лишаем лицензии.

— Сергей Викторович, на одном из последних совещаний губернатор области Виктор Толоконский заострил еще одну общероссийскую проблему на дороге — поведение водителей, имеющих специальные документы и номерные знаки. Губернатор подчеркнул, что правила дорожного движения одинаковые для всех. С машин, которые обслуживают органы власти и управления, — двойной спрос.

— Все правильно — не должно быть ни одного «неприкасаемого» номерного знака. У нас есть общественники-дружинники, которые тоже должны отвечать за нарушения на дороге по всем правилам и правовым нормам. В прошлом году у нас числилось 38 тысяч дружинников, в этом году мы их число сократили вдвое. Могу показать вам пачку изъятых удостоверений бывших дружинников — за систематические нарушения правил дорожного движения. Дальше мы еще более ужесточим требования к дисциплине дружинников — они в первую очередь должны показывать всем пример на дороге. Бывает и так, что «в дружинники» водители нередко приходят не по зову гражданской зрелости, а в поисках льгот и поблажек на дороге.

Однако любая общественная работа, выполняемая добросовестно, должна, считаю, всегда поощряться. В этом смысле большие надежды возлагаем на обсуждаемый в областном Совете закон о добровольных помощниках милиции, который должен определить юридический статус дружинника и его социальные гарантии. Надеюсь, что это будет способствовать тому, что на дорогах области появится больше честных, ответственных граждан.

На снимке: начальник управления ГИБДД ГУВД НСО полковник милиции С. В. Штельмах.