Школа: профильное образование
Комитет вынес этот законопроект на очередную сессию депутатов во втором чтении. Особую важность имел вопрос о предложениях к проекту закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2006 год». На предыдущем заседании комитета депутаты предложили ряд поправок, которые были учтены управлением финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области в отредактированном законопроекте.
Также депутаты рассмотрели законопроект «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О грантах Новосибирской области». Практика применения данного закона на территории области показала его отдельные недостатки, вследствие чего губернатор обратился в областной Совет с инициативой внесения в закон поправок. По итогам обсуждения комитет по науке и образованию рекомендовал вынести законопроект на очередную сессию в первом чтении.
Интересным получилось обсуждение мероприятий по переходу к профильному образованию в старших классах общеобразовательных школ.
По словам Наталии Юсуповой, заместителя руководителя департамента образования администрации Новосибирской области, с 2002 года в Российской Федерации происходит постепенный переход школ к профильному образованию на старшей ступени, в 10 — 11 классах. Эти меры продиктованы новыми образовательными стандартами. В настоящее время в городе Новосибирске осуществляется углубленное изучение различных предметов в 22-х школах, в их числе кадетский корпус, специализированная школа при НГУ, ряд лицеев и гимназий. Для областного центра введение профильного образования в старших классах общеобразовательных школ не станет проблемой, здесь есть большое количество специалистов, хорошая материально-техническая база, наличие параллельных классов. Для сельских школ введение новых стандартов образования может столкнуться с рядом проблем: небольшим количеством учащихся, тем более в 10 — 11 классах, недостаточным материально-техническим обеспечением и отсутствием методической литературы. Специалистов по профильным предметам с хорошим уровнем подготовки в сельской местности также не хватает. Но, по словам Наталии Юсуповой, департаментом образования предусмотрено создание специализированных центров, базирующихся в районных центрах и крупных населённых пунктах, которые могли бы взять на себя проведение профильного образования учащихся сельских школ. В определённые дни недели будет организовываться доставка школьников в эти ресурсные центры, где они будут изучать профильные предметы, в остальные же дни учебной недели ребята из сельских школ будут проходить предметы стандартной программы у себя в школах.
Также внимание собравшихся было обращено ещё на одно направление работы департамента образования по введению профильного образования в общеобразовательных школах. Сюда включается интеграция общего, среднеспециального, среднепрофессионального и высшего образования. Опять же в более выгодном положении находится город Новосибирск, где многие вузы уже длительное время сотрудничают и со школами, и с учреждениями профессионального образования. Это очень важно в плане продолжения профильного образования для учащихся, а также способствует повышению качества образования в школах и техникумах. Но в районах нашей области подобной концентрации учебных учреждений различного уровня просто не существует, из-за чего намного сложнее провести подобную интеграцию. Однако в некоторых районах работа в этом направлении уже началась — в Татарском, Сузунском.
Основными проблемами введения профильного образования в общеобразовательных школах Наталия Юсупова назвала необходимость больших финансовых вложений, повышения квалификации и переподготовки большого количества специалистов, а также обеспечение школ соответствующей методической базой.
Депутат Вера Ганзя, являющаяся директором школы № 92 города Барабинска, отметила целенаправленную работу департамента образования администрации области в обеспечении школ методическими пособиями. В то же время Вера Анатольевна обратила внимание на недостаточное количество базовых часов для того, чтобы выпускник мог успешно сдать Единый государственный экзамен. К примеру, если профильным предметом в классе является физика, то увеличение часов на её изучение происходит за счёт сокращения базовой программы, в том числе русского языка или другого предмета. На этот вопрос дал ответ Владимир Иванов, руководитель департамента образования администрации Новосибирской области. Владимир Викторович отметил, что, во-первых, профильное образование вводится только в 10 — 11 классах, а Единый государственный экзамен рассчитан на проверку знаний, полученных учеником в течение всего обучения в школе; во-вторых, существует и универсальный профиль, где уделяется внимание основным предметам образовательной программы, и ученик может выбрать его, чтобы лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ; в-третьих, в школах будут введены часы дополнительного образования, и тратить их нужно не на кружки вязания, а на изучение математики, физики, русского языка или другого предмета.
У Сергея Худякова возник вопрос по поводу существовавших ранее в системе образования учебно-производственных комбинатов, а именно: используются ли они в процессе профильного обучения школьников старших классов? Система УПК используется и в программе профильного образования, но проблема заключается в том, что такие комбинаты не везде сохранились. Между тем на сегодняшний день существует ряд примеров, когда в учебно-производственные комбинаты приходят специальные заказы на профильную подготовку школьников даже из соседних районов. Сюда относится Тулинский учхоз (Ирмень), который профориентирует старшеклассников в сферу сельского хозяйства.