Это случилось ясным, теплым утром
Утро 22 июня 1941 года, ясное, теплое. Но воздух был какой-то густой. Об этом упоминал и писатель Павел Лукницкий в трилогии «Ленинград действует». Я ее просматриваю каждый год к памятным датам прорыва и снятия блокады.
Почти всю войну прожила я в прифронтовой зоне.
Тогда, 22 июня, с утра у школы ходили военные, а после речи Молотова потянулся поток людей в школу, где был призывной пункт. Пошел туда и мой родственник, учитель истории. И попал сразу на фронт, в район Невского пятачка. Позже он участвовал в прорыве блокады, дошел до Кенигсберга, где и работал после войны.
3 июля уехала из Ленинграда к маме в Волховский район, почти благополучно. Была бомбежка в районе станции «Мурманские ворота».
Бомбили постоянно. Но особенно сильно 7-го и 8-го сентября. Пал Тихвин, и подвоз к Дороге жизни был только с севера, то есть от реки Свирь до Невы — на другом берегу уже финны.
К концу ноября немцы вели бои за Волхов, они уже были на пороге города, возле стен алюминиевого завода и ГЭС.
Мы, дети, не успели эвакуироваться и собрались уйти в лес в землянки, но, уставшие и голодные, упали у порога дома и уснули. Разбудил звонок — селектор из Волхова, стрельба слышна была уже в отдалении, нам сообщили, что немцы разбиты и отброшены за реку Волхов. С этого момента мы были уверены в победе, а в январе сорок третьего уже с крыши дома смотрели в горящее небо, наблюдая за битвой «стаи птиц» — самолетов, от взрывов которых дрожала земля. И только звонок из Волхова нас загонял в траншеи, так как отбитые от Волхова, прежде чем лететь за Ладожское озеро, сбрасывали бомбы на пустые пути. Враг уничтожал рельсы.
Все годы войны прошли в Волховском районе. Много бы можно написать. И как учились «экстерном» с сынами полка (их было шестеро) в 8-м и 9-м классах при штабе Волховского фронта. А 10 классов уже заканчивала в Волхове.
И вот 9 мая 1945 года. Десятый класс. Конец войны, все вышли на небольшую площадь возле Дома культуры железнодорожников. Гул восторга и радости был краток, а потом площадь рыдала от горя и утрат. У нас учились и ленинградцы, и волховчане — те, кто потерял свой дом, мам, бабушек, сестренок, братишек, отцов...