Битый небитого везет
Как раз и работники «Колоса» не могли похвастаться успехами в этом деле, хотя, надо отдать им должное, поголовье скота сумели сохранить на уровне советских времен — более трех тысяч голов КРС.
После теоретической части, прошедшей в колхозном клубе, участники семинара поехали на выпаса. Им показывали кормушки для зеленого конвейера, домик для работы техника-осеменатора, красный уголок, доильное оборудование — словом, все, что принято в таких случаях. Но мне лично больше запомнился разговор с главным зоотехником «Колоса» Галиной Алексеевной Метель, прочно связавшей свою жизнь с животноводством. Помнится, тогда она жаловалась:
— Сокращать надо и дойный гурт, и общее поголовье. Выпасов у нас мало, всю ораву не прокормить, где ж тут результатам взяться.
Я повздыхал, посочувствовал и подумал: а действительно, может, меньше да лучше? Если стадо сократить, а надои увеличить, вполне реальная экономическая выгода будет. Тем более тогда, три года назад, многие считали животноводство невыгодным.
И вот я снова в «Колосе». С председателем Геннадием Красновым объехали поля, вернулись в контору, где я вновь встретился с Галиной Алексеевной, от которой узнал поразительную новость: скота в хозяйстве не стало меньше, а наоборот. И продуктивность возросла на десятки процентов. Успехи отдельных доярок и вовсе поразительны для некогда слабого колхоза. Елена Кулешова довела годовой удой в среднем от коровы до 35 центнеров, ряд животноводов надаивают свыше 30 центнеров, приходит на ферму молодежь. В чем же дело, секрет успеха?
Как это часто бывает — в фигуре руководителя. Как пришел в хозяйство Геннадий Андреевич Краснов, так и начались в молочном цехе добрые перемены. Прежде всего значительно усилили кормовую базу, без которой — никуда. Заметно это и по структуре посевных площадей. Только ячмень занимает тысячу гектаров, почти столько же отведено под силосные и сенажные культуры. Да и что попало не садят, берут только качественные, элитные семена, которые смогут окупить затраты. Колхозные гонцы часто наведываются к омичам, прикупают вику, просо, пшеницу, овес. Установили хорошие отношения с фермерами из села Новомихайловка, которые занимаются семеноводством. Так и сместили акценты: животноводство больше не в опале, а сократили бы тогда буренок — локти кусали, как многие сейчас.
Вся прибыль хозяйства за прошлый год получена за счет животноводства. А как же зерно, неужели совсем не нужно?
— Получается, нет, — говорит Краснов, — по крайней мере, государство точно в нем не заинтересовано. А отдавать перекупщикам по смешным ценам мы не собираемся. Каждый из так называемых «партнеров» старается надуть крестьянина: нефтяники, переработчики, продавцы техники. И выходит как в той сказке: битый небитого везет, а его еще подгоняют, чтобы шустрее бежал.
А животноводство дает стабильную прибыль круглый год. В хозяйстве уверены, что в этом году прибыль будет еще выше, все условия для этого созданы на ближайший период: в четыре срока посеяли однолетки на «зеленый конвейер», есть рапс, который пригодится поздней осенью.
— А зимой, — продолжает Метель, — повторим опыт прошлого года, когда «отбили» высокоудойных коров в отдельный корпус и обильно кормили, взяв хорошее молочко.
Но до зимовки еще далеко, сегодня все решается на выпасах. Подобрали добросовестных пастухов, которые тем не менее работают под строгим контролем специалистов. Дисциплина превыше всего, а ее в «Колосе» решили укреплять рублем. Минималка в колхозе невелика — 720 рублей, а за счет премий можно получить до 5 — 6 тысяч. А коли прогулял, пропьянствовал, останешься ни с чем, чтобы в другой раз неповадно было.
— Иного выхода нет, — разводит руками председатель, — с людьми что-то невероятное творится, словно с ума народ сошел. А я спуска не даю, для их же блага.
В самом деле, какое-то странное завихрение умов. Может, от горечи это, от обиды, что село словно не замечается властями: ни поддержки ему, ни перспективы. Сегодня плохо, завтра наверняка будет еще хуже. Истинно сказал Краснов: битый небитого везет.