USD 102.2911 EUR 105.0893
 

Посевную ведет…инвестор

Зоя ТЮРИНА и Виталий ЗЛОДЕЕВ



Или работает вполсилы, так, что практически и незаметно. Кого из сельских руководителей ни спросишь о национальном проекте и вообще о системе господдержки, только рукой махнет: не о чем, мол, говорить.

Как и в прошлые годы, каждый выплывает, как может. А не может — тонет. Остается только удивляться мужеству наших крестьян: они все-таки вышли в поле. О посевной в Куйбышевском районе рассказывает главный агроном райсельхозуправления Татьяна НАХРАТОВА.

— Хлеборобских предприятий у нас много: 25 крупных сельхозкооперативов, 17 крестьянско-фермерских хозяйств (у «Кедра» и «Истока» по 300 гектаров пашни, у остальных — меньше). Намерения такие: засеять яровой клин около 50 тысяч гектаров, из них 32,5 тысячи — пшеницей. Семена зерновых есть под всю пашню, сейчас закупаются семена кормовых культур. Основываясь на прогнозе, который на лето дают синоптики, из пропашных мы сделали ставку на подсолнечник. Он должен дать более высокую урожайность. Будут сеять также травы, рапс, кукурузу.

На горючее 8,5 миллиона рублей выделила администрация района. Помогли инвесторы, два хозяйства обошлись своими силами. Однако даже все это в сумме не закрывает потребности в горючем. Не хватает примерно 500 тонн.

— И как же хозяйства выходят из положения?

— Кто как сумеет. На бензин сейчас работает все животноводство. Что-то продают из техники, из скота.

Конечно, безумно жалко: это ведь отнюдь не лишняя техника и не лишний скот, просто больше продавать нечего.

— А в рамках Национального проекта что-то перепало району?

— Нет, к сожалению. Ни один из СПК, обратившихся в рамках проекта за кредитом, денег получить не смог.

В банке хотят иметь дело лишь с благополучными хозяйствами: у кого положительный баланс, нет долгов по налогам, крепкая залоговая база и т. д. А таких у нас раз-два и обчелся, и они этот кредит взяли самостоятельно, без всякого проекта.

— Расскажите, пожалуйста, об опыте работы с инвесторами.

— Главный по объемам вложений и, пожалуй, первый из пришедших в сельское хозяйство инвестор — это ООО «Бараба», молочноконсервный комбинат. Он взял под опеку разорившееся ЗАО «Комсомольское», теперь это ООО «Эгида». Акционерное общество буквально погибало, а теперь если не процветает, то уж точно имеет реальные перспективы развития. Инвестор вкладывает деньги в покупку техники, внедрение передовых разработок ученых.

Конечно, это не благотворительность. ООО «Бараба» занимается переработкой молока, и тут важно иметь собственную сырьевую базу. Поэтому инвестор год от года увеличивает посевы кормовых культур, поддерживает механизаторов хорошей, по сельским меркам, зарплатой. Получается, что содружество это — ко взаимной выгоде.

Я могу рассказать еще о нескольких примерах плодотворного сотрудничества селян с инвесторами. Но на первый план просится нештатная ситуация, произошедшая нынче в СПК «Победа». С этим хозяйством работала инвестор Лариса Нестерова. Их партнерство продолжалось год и обещало быть устойчивым и перспективным. Были вложены немалые средства в уборку, подготовку земли, покупку семян. «Победа» пахала пары, подняла полторы тысячи гектаров зяби. Предстоящая посевная вытекала из этой работы как само собой разумеющееся. И вдруг 11 мая инвестор заявляет, что выходит из дела, сеять не будет. Причина такая: в начале мая умер руководитель хозяйства, а замены ему не нашлось. Сама же Лариса Валерьевна без ущерба для основного бизнеса этот воз не потянет.

Как видите, и такое случается. Заканчивается весна, а готовая земля стоит. Более того, чтобы вернуть вложенные деньги, инвестор забрала из хозяйства скот. Он ей принадлежит по договору.

— Управление сельского хозяйства делало попытки как-то повлиять на ситуацию?

— И не однажды. На это мы бросили все силы. Во-первых, разговаривали с самой Ларисой Валерьевной, убеждали ее провести посевную, а там бы что-то определилось с руководителем. Но она категорически отказалась. Мы, конечно, не хотели, чтобы она уходила из хозяйства, потому что именно с ней связывали надежды на выживание «Победы». Но когда получили окончательный отказ, пошли по второму пути. Трижды проводили сходы граждан, пытались общими усилиями найти вариант продолжения зернопроизводства в «Победе». Но в ответ: не хотим ничего, пусть идет как идет.

— А много земли осталось не у дел?

— Три тысячи гектаров.

— И у этой пашни уже окончательно нет будущего?

— Крест ставить нельзя, люди ведь живые: сегодня так решили, через год могут и передумать. Варианты могут быть разные. Например, скооперируются по нескольку человек в мини-хозяйства и вполне смогут обрабатывать землю. На подворьях у частников 60 тракторов, а сельхозмашины можно взять в аренду. Но движения в этом направлении пока нет. Люди просто ошарашены свалившейся на них бедой и не способны принять решение. И явного лидера, который бы объединил народ и повел за собой, тоже нет.

— Оцените эту ситуацию.

— Такого у нас еще не было. Подумать только: всю осень и зиму готовиться к посевной и в один день от нее отказаться! В селе во все времена за истину принимали пословицу: помирать собрался, а рожь сей.

С деловой точки зрения инвестора понять можно. Она посчитала, что на этом бизнесе можно потерять деньги, и повернула назад. Но два села остались у разбитого корыта. Чем жить будут? До города сотня километров, на рынок с молоком и сметаной со своего подворья не наездишься. Правда, бывший инвестор обещает организовать молокоприемные пункты, чтобы дать населению хоть какой-то источник к существованию.

— Итак, «Победа» из посевной выбыла?

— А до нее выбыли сельхозкооператив «Чумаково», которого, считай, уже не существует, и СПК «Веснянское».

В последнем случае, правда, наполовину. В апреле от «Веснянского» отделилась производственная бригада из поселка Озерного. Там крепкий управляющий Николай Сергеев, и при общей картине развала в СПК в его бригаде всегда вовремя выполнялись все полевые работы, заготавливались корма и т. д. Народ здесь трудолюбивый, ответственный, чего не скажешь об остальной части хозяйства, находящегося на грани разорения. Когда в Озерном заявили о желании отделиться, в СПК «Веснянское» уже было введено внешнее управление. Но новичка взял под свое крыло предприниматель Николай Шатохин, и теперь ООО «Озерное» работает в рамках его бизнеса. Внешний управляющий дал в аренду технику и в долг семена, и посевную кампанию механизаторы из Озерного завершили первыми в районе, 25 мая. Сейчас собираются закладывать пары под урожай будущего года.

Считаем, хороший инвестор пришел в СПК «Октябрьский». Это фирма «Агротранс» и ее руководитель Сергей Бучаков. Он предоставил хозяйству свои мастерские для ремонта техники, помог приобрести запчасти, а потом и горючее. Сейчас это крупное зерновое хозяйство без проблем завершает посевную.

Два года существовал под внешним управлением СПК «Куйбышевский». Экономического возрождения не получилось, и когда обанкротившееся хозяйство выставили на торги, его купила фирма ИП Кулешов. Средства сюда инвестирует Сергей Шумляковский, давно работающий на рынке зерна. К нынешней весне купили технику, современные сеялки «Обь-4». Начало, что называется, есть, не сглазить бы.

— Как селяне принимают новых хозяев?

— Для крестьян главное — не потерять родное село, возможность работать на земле и зарабатывать своим трудом на достойную жизнь. А инвестор это дает или председатель колхоза — не так важно.

На снимке: Татьяна Нахратова.

Я могу рассказать еще о нескольких примерах плодотворного сотрудничества селян с инвесторами. Но на первый план просится нештатная ситуация, произошедшая нынче в СПК «Победа». С этим хозяйством работала инвестор Лариса Нестерова. Их партнерство продолжалось год и обещало быть устойчивым и перспективным. Были вложены немалые средства в уборку, подготовку земли, покупку семян. «Победа» пахала пары, подняла полторы тысячи гектаров зяби. Предстоящая посевная вытекала из этой работы как само собой разумеющееся. И вдруг 11 мая инвестор заявляет, что выходит из дела, сеять не будет. Причина такая: в начале мая умер руководитель хозяйства, а замены ему не нашлось. Сама же Лариса Валерьевна без ущерба для основного бизнеса этот воз не потянет.

Фотографии статьи
107-18.jpg