Только так и только вперёд!
Губернатор району — в помощь
— Вячеслав Владимирович, Маслянинский район сегодня не просто выживает, он развивается. По своей, особой программе. У вас что, есть рецепт, как этого добиться?
— Чтобы выжить в рынке, необходимо применять новые технологии, современные машины и подходить к экономике сельского хозяйства совершенно по-другому. Трактор «JohnDeere» и современный посевной комплекс заменяют шесть (!) единиц «обычной» техники. Наша область купила одиннадцать таких комплексов. Пять из них сегодня работают в Маслянинском районе!
— Неплохой процент!
— Есть в этом «проценте» и минус — высвобождаются, остаются без привычной работы люди. Но этот минус все-таки во многом условный… По-другому сейчас на земле работать нельзя. Нельзя, чтобы 2000 гектаров земли обрабатывали тридцать человек на десяти тракторах!
А местные программы развития существуют сегодня во многих уголках России. Но наш проект уникален тем, что он комплексный. Когда я рассказал о нашем подходе губернатору Виктору Александровичу Толоконскому, показал ему бизнес-план, то встретил у него понимание и поддержку. Губернатор подписал о программе развития Маслянинского района специальное постановление. В результате на поддержку этого проекта выделено 15 миллионов рублей.
— Из областного бюджета?
— Семь миллионов рублей — безвозмездные средства из областного бюджета. Восемь миллионов — заемные средства, но они даны нам без процентов. Это тот стартовый капитал, без которого начать было бы невозможно.
И вот мы сегодня идем вперед. Идем, комплексно решая проблемы и никого не оставляя «за бортом». Когда высвобождаются люди, сразу создаем потребительские кооперативы. Людей ведь необходимо чем-то занимать, причем делать это надо централизованно.
— Новые рабочие места в районе появляются только за счет создания кооперативов?
— Нет, конечно! Мы запустили сыродельный завод, который до этого два года стоял. Сейчас туда сдается молоко, причем его требуется все больше, чтобы наращивать объемы производства. В экономике ведь главное — это качество продукции и объем, прирост которого снижает себестоимость и дает предприятию возможность не только жить, но и развиваться.
Мы привлекли инвесторов и создаем предприятие по деревообработке. Чтобы не бревнами торговать, а производить строительные материалы здесь, в районе. Открылись предприятия по розливу воды, по производству пластиковых окон. Решился наконец-то вопрос с льнозаводом «Маслянинский» — удалось привлечь инвесторов, которые запускают производство. Теперь будем сеять на две тысячи гектаров льна больше, чем в прошлые годы. И все это новые рабочие места.
Кроме того, создано предприятие по переработке дикоросов. Ставим это дело на промышленную основу: на выделенные губернатором деньги закупили современное оборудование; зарегистрировали свою торговую марку; договорились о сотрудничестве с сетью магазинов «Пятерочка» и будем строить в Маслянино трехэтажный супермаркет, где будет продаваться вся наша продукция: свекла, морковь, капуста, картошка, грибы, ягоды... И не только в Маслянино, но и в Новосибирске, Томске, Питере, Москве — чтобы вся Россия знала нашу продукцию. Вот это и есть наша задача.
— Продать?
— Конечно, произвести качественную продукцию — это огромная работа. Но это только пятьдесят процентов успеха. Вторая его половина заключается в том, чтобы ее продать — быстро, выгодно и со своевременным расчетом.
Возьмите, к примеру, кирпичный завод. Только три процента маслянинского кирпича реализуется в районе. Остальное отправляется в Новосибирск. В другие регионы. А здесь охват должен быть еще больше. Надо вытеснять западную и китайскую продукцию, надо быть конкурентоспособными на рынке и по качеству, и по цене. А чтобы выиграть в цене, необходимо наращивать объемы. Тем более что наша продовольственная продукция просто лучше! Она экологически чище, вкуснее и по всем показателям превосходит импортную!
— Со сбытом льна тоже удалось найти какие-то решения?
— Да, покупатели есть. Очень помогает нам депутат Госдумы Любовь Никитична Швец. Результат ее помощи — письмо из Министерства экономики и развития, что в этом и следующем годах будут выделяться деньги на покупку оборудования по переработке льна. Вижу в этом неплохую перспективу для района.
Есть у нас идея — делать из льна утеплитель, который будет востребован на строительном рынке. Материал уникальный — экологичный, легкий, теплый, морозостойкий. И сравнительно недорогой, сможет быть конкурентоспособным на сложившемся рынке. Немаловажно, что и прибыль, и зарплата при организации такого производства будут оставаться здесь, в регионе.
— Вы сказали о помощи депутата Государственной думы. А свой, областной, депутат помогает?
— Наш депутат областного Совета Иван Григорьевич Мороз помогает во всем! «Пробил» нам деньги на проект бассейна. Очень радуется всем хорошим, добрым переменам в Маслянино. А перемены есть: появились на улицах тротуары, началось строительство еще одного многоэтажного дома, похорошели заново отделанные фасады школ... Одним словом, развиваемся.
Всё упирается в экономику
— Вячеслав Владимирович, такой рывок вперед не каждому удается. Вы чувствуете себя победителем?
— Вообще всегда относился и отношусь к себе критически, но пока доволен тем, что сделано. Уверен — мы идем в правильном направлении. И выбор наш не случаен. Прежде чем начать внедрение нашей программы развития, мы, изучая опыт, объехали множество регионов. Изучали и социальные, и финансовые программы. Но главная задача — экономическое развитие. Во всех реформах, что бы не менялось, все упирается в экономику. Об этом не раз говорил наш губернатор Виктор Александрович Толоконский, и я с ним совершенно согласен. Это привлечение инвестиций, создание и покупка новых технологий, открытие предприятий, которые обеспечат рабочие места и увеличат налогооблагаемую базу.
А самый главный показатель развития (и это тоже слова губернатора) — это не только вспаханные гектары и убранные тонны, а жизненный уровень людей: средняя зарплата, интенсивность сельского строительства и, конечно же, рождаемость.
— Что было самым трудным в осуществлении ваших планов?
— Изначально очень трудно было «зажечь» глав сельских администраций.
— А сейчас?
— Сейчас — загорелись. И в этом тоже уникальность нашего проекта. Дело в том, что в муниципальных образованиях очень слабая доходная часть бюджета. Сказать просто — нет своих денег. Есть, конечно, хозяйства, которые платят земельный налог, есть подоходный налог, но этого все равно мало. И вот мы создаем кооперативы, а главы на местах — МУПы по коммунальному хозяйству, которые входят в эти кооперативы, чтобы оказывать услуги населению. Таким образом, муниципальное образование сможет получать дополнительные доходы для своего развития.
Это очень важный момент! Сегодня ни для кого не секрет, что некоторым муниципальным образованиям денег до конца года не хватает даже на зарплату. Что же тогда говорить о развитии?! А им ведь надо и дорогу подсыпать, и водовод отремонтировать... Создаваемый нами механизм такие проблемы решать позволяет. Конечно, многое будет зависеть от конкретной работы на местах... Но, думаю, все к этому идет, и мы медленно, но движемся к цели.
— Коллеги из других районов, наверное, интересуются?
— К нам даже делегации приезжают, главы администраций из других районов и регионов. Совсем недавно были два министра из Тывы — экономики и сельского хозяйства. Изучали наши подходы — как в сельском хозяйстве, так и в экономике района в целом. Особенно им понравилось, как мы развиваем частный сектор. Такого они раньше ни в одном российском регионе не видели, просто в восторге были. И я горжусь этим — у нас на самом деле есть что посмотреть.
Четыре хозяйства, которые приобрели пять комплексов «JohnDeere», — это наше будущее. Повторяю: чтобы шагать в ногу со временем, быть конкурентоспособными на рынке, надо применять только современную технику. По этому пути идут сейчас руководитель «Салаира» Степан Иванович Лень и директор «Таежного» Николай Александрович Губинский, а также созданный в нашем районе агропромышленный холдинг, объединивший три «упавших» хозяйства.
— Это вы уже делаете, а что в перспективе?
— Следующий этап — учитывая прекрасную кормовую базу района, развивать животноводство. У нас же ни одного племенного стада нет. В степях, где перегоны огромные, племенное животноводство успешно развивается, а у нас тут все под боком. Такие возможности упускаем! Причем травы именно такие, какие нужны для производства молока очень высокого качества. Поэтому следующая наша задача — создать отраслевые кооперативы по разным направлениям животноводства: молочному и мясному, овцеводству и коневодству.
Мало того, будучи в Москве со Степаном Ивановичем Ленем, мы встречались со Штефаном Биром — немецким предпринимателем, который торгует в России техникой «JohnDeere» и работает с рядом хозяйств, которые обрабатывают землю такой техникой. Мы побеседовали с ним и... убедили.
— В чем?
— Сегодня, изучив наши намерения, экономические подходы и предложенные условия, Штефан Бир и фирма «Эконива» создают в селе Пайвино учебно-сервисный центр для Новосибирской, Кемеровской и Томской областей, Алтая — в общем, всех прилегающих регионов.
— А как к этому относятся сами пайвинцы?
— Мы предварительно провели в селе сход граждан. Сто процентов голосов люди отдали за то, чтобы эта фирма пришла в село. Определили, сколько будут платить по паям, какие условия должны выполнять обе стороны, сколько появится новых рабочих мест. Пайвинцы только «за», потому что хозяйство там было... никакое. А сейчас появилось, работает и будет развиваться. На полях у них уже работают два комплекса «JohnDeere», летом собираются покупать элитный молочный скот.
Чтобы обеспечить учебно-сервисный центр надлежащей инфраструктурой, здесь построят гостиницу и столовую. Тем, кто сюда приедет, будут показывать, как обрабатывает землю техника «JohnDeere», как она работает на этой земле и как обучить специалистов такой работе.
— То есть демонстрация, обучение и техобслуживание — все вместе?
— Да, вы правильно поняли.
— Что-то мы все о производстве... Не «заслоняет» ли оно социальную сферу?
— О социальных объектах мы никогда не забываем. В прошлом году хорошо отремонтировали поликлинику. Сейчас работаем над организацией реконструкции центральной районной больницы.
Стараемся уделять как можно больше внимания детям, их становлению и развитию. Пригласили недавно в район тренера-дзюдоиста. Дали ему квартиру. Спасибо губернатору — на выделенные им средства купили татами. И сейчас уже около ста человек занимаются дзюдо. И не просто ходят на занятия — на областных соревнованиях завоевали призовые места.
Когда приезжал к нам первый вице-губернатор Василий Юрченко, он обещал подыскать нам тренера по русскому хоккею. Этот вид спорта удобен тем, что не требует таких затрат, как привычный канадский хоккей. Для него не нужна коробка, достаточно обычного катка, и форма намного дешевле.
Сдан в эксплуатацию и работает районный спортивный комплекс. В этом году, чтобы окончательно завершить этот объект, планируем еще и строительство 25-метрового бассейна.
— И как скоро?
— К Новому году собираемся закрыть «под крышу».
А еще будем строить пансионат для ветеранов на 80 — 100 мест. Дом для пожилых и престарелых людей — в живописном месте, с огородиками. Людям там будет хорошо. Уже и проект заказан. Эта задача — из среднесрочных. А вообще есть у нас три плана социально-экономического развития: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный, на 25 лет.
— Думаете о таком далеком будущем?
— Конечно, стремления должны быть сопоставлены с возможностями. Но цели поставлены, и стремиться к ним надо, не жалея ни сил, ни времени. Нельзя быть равнодушным. Нельзя говорить, что все у нас плохо, и даже не пытаться увидеть перспективу развития. Если даже положение тяжелое, долг руководителя на любом участке работы — найти путь, по которому можно вывести людей из трудной ситуации.
Учет, порядок и контроль
— Вячеслав Владимирович, что за время вашего руководства районом стало для вас предметом гордости?
— Горжусь тем, что буквально за полтора года нам удалось поднять коммунальное хозяйство района. Собираемость платежей поднялась почти до ста процентов. Мы создали в сфере ЖКХ четыре МУПа и управляющую компанию и, самое главное, навели порядок, наладили учет и контроль. В результате сэкономили в нынешнем году более двух тысяч тонн угля. Мы сейчас и уголь закупаем намного дешевле, чем раньше, и процесс его доставки в котельные строго контролируем. Предприятия ЖКХ погасили все долги и даже повысили заработную плату, причем выплачивают ее своевременно.
Теперь главная задача в этой сфере — реконструкция и развитие коммунального хозяйства. В прошлом году благодаря помощи губернатора мы отремонтировали сырзаводскую котельную, которая отапливает и частный сектор, и многоэтажные дома. Это не только улучшило жизнь проживающих там людей, но и послужило мощным посылом к запуску сыродельного завода.
На привлеченные в прошлом году пять миллионов рублей мы привели в порядок водоводы в Дубровке и частично в Березово и Маслянино. Отремонтировали и закупили очень много котлов — за счет все той же экономии. Благодаря ей же строили и продолжаем строить тротуары. Словом, в каждом деле нужны учет, порядок и контроль.
— Как удалось так много сделать за такое короткое время? Это, наверное, сложно?
— На самом деле все не так уж сложно. Надо просто блокировать воровство, исключить хищения. И тогда сбереженные средства позволят идти по пути развития. Учет и контроль — по-другому никак! И, конечно же, очень важно вникать в каждую проблему, знать все ее тонкости. Это невозможно без команды единомышленников. У меня такая команда есть — слаженная, грамотная, инициативная.
Но есть такая крылатая фраза: для того, чтобы поднять экономику, власть на каждом уровне надо сконцентрировать в одних руках. Может быть, это противоречит каким-то демократическим принципам, но на переходный период просто необходимо.
Речь идет, конечно же, не о диктатуре, а о степени ответственности руководителя. Законодательству, в том числе и 131-му Федеральному закону о местном самоуправлении, это не противоречит. У каждого уровня власти свои права и обязанности. Но сейчас муниципальные образования сами передают некоторые полномочия непосредственно в район, так как у них нет пока ни технической, ни кадровой базы для их исполнения. А глава района отвечает за весь район, и спрос с него за каждое село. Людям ведь не скажешь, что это, мол, не мое. Все мое: и хорошее, и плохое. Причем плохое — вдвойне, и никуда от этого не денешься.
— Сейчас, судя по сообщениям центральных СМИ, вся властная вертикаль озабочена решением демографической проблемы. А как у вас в районе с рождаемостью?
— Детских садиков не хватает! В прошлом году демографическая кривая пошла вверх и... В общем, обязательно надо войти в целевую программу «Детский сад». Считаю, что сейчас бюджетная помощь нам необходима в решении двух основных, самых наболевших проблем: строительство детского сада и газификация района.
А хочется очень многое! Отремонтировать больницу, построить бассейн, дом для ветеранов, сделать хорошие примыкания к тротуарам, отремонтировать дороги... Хочется, чтобы наш поселок и весь район становились все чище и краше.
— Вы много говорили о задачах и большинство из них называли главными или основными. А есть у вас задача самая главная, самая основная?
— Есть такая задача — обеспечить непрерывную экономическую цепочку. От обработки земли до глубокой переработки продукции. На это настроены и агропромышленный холдинг, и сельскохозяйственные предприятия. Зерно, лен, молоко, мясо, дикоросы — все это должно «уходить» из района не задешево, не в качестве сырья, а как готовая, переработанная продукция. Тогда будут в районе и рабочие места, и хорошая зарплата у людей, и бюджетные доходы, благоустройство, развитие культуры, спорта, социальной сферы. Поэтому я все делаю для того, чтобы наш район был инвестиционно привлекательным.
Это для нас задача номер один. Причем решать ее надо в комплексе. Без частного капитала сегодня серьезный бизнес не поднять — ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности. Но и частный капитал не в состоянии работать сам по себе, изолированно. Его нужно заинтересовать, создать условия, обеспечить кредитными ресурсами. Это и есть те «киты», на которых стоит сегодня наша программа развития. Идти мы будем только так и только вперед!