Браконьеры поневоле
Как сообщил заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Новосибирской области Алексей Севастьянов, на место происшествия для выяснения причин выезжали заместитель начальника отдела рыбного надзора Россельхознадзора Егор Феоктистов, главный специалист Василий Сиротин и председатель Колыванского районного общества охотников и рыболовов Анатолий Альшевский.
При обследовании окрестностей, на берегу Селитренного озера были обнаружены в небольшом количестве фрагменты останков карасей и их чешуя. «Таким образом, — продолжает Алексей Севастьянов, — информация о гибели рыбы в огромном количестве не подтвердилась».
Специалисты не обнаружили плавающей погибшей на поверхности рыбы.
Озеро Селитренное (длиной 800 метров, шириной 400) при высоком уровне воды соединяется с водоемом Полянино и рекой Чаус. При низком уровне воды, который обычно бывает поздней осенью и зимой, Селитренное становится замкнутым. Глубина озера — метр, местами — полтора. При такой небольшой глубине во время сильных морозов возможен замор рыбы. А в этом году зима была особенно суровой, поэтому толщина льда могла достигнуть небывалых размеров. В небольшом количестве воды кислорода тоже, соответственно, меньше. Однако Алексей Севастьянов трагедии не видит, он отмечает, что это обычное явление: «Заморы — явление практически ежегодное на таких озерах».
Впрочем, он не отрицает, что сегодня существует проблема с получением разрешения на вылов рыбы в связи с изменением российского законодательства. Дело в том, что в 2004 году вышел Закон «О рыболовстве», который практически приравнял по статусу все водоемы страны. По крайней мере в получении квоты на вылов живности. Чтобы его организовать, необходимо сначала провести исследование запасов рыбы. На основании этого исследования определяется объем общего допустимого улова, который должна утвердить экологическая экспертиза. После этого Минсельхоз определяет квоту промышленного вылова рыбы в конкретном водоеме. Далее квота на объем вылова распределяется органом исполнительной власти области между организациями. Сегодня финансирование исследований водоемов федерального значения, например, Обского водохранилища и озера Чаны, поступает из федерального бюджета.
Ловлей рыбы на озерах меньшего размера заинтересованы районные общества охотников и рыболовов. Но у них на исследование водоемов денег нет. По словам Алексея Севастьянова, управление Россельхознадзора по Новосибирской области обращалось в Москву с просьбой упростить процедуру выдачи разрешений на лов рыбы в таких замкнутых водоемах, где нередко происходят заморы. Но положительного ответа получить не удалось. «А мы только, — отмечает чиновник, — контролирующий орган. Вот если бы нас поддержали Департамент природных ресурсов по Новосибирской области, ФГУ «Верхнеобьрыбвод» и ученые, возможно, что-либо изменилось. Впрочем, речь, по сути, идет о поправках в законодательстве. А это весьма серьезно».
Тем временем рыбу на озерах местные жители продолжают ловить... нелегально. Обеспечить полностью должный контроль силами 34 инспекторов рыбоохраны на всей территории области невозможно.