Чтобы чиновник был дальше от народа?
По мнению авторов новации, принцип районирования, закладывавшийся еще в советские времена, сегодня показывает себя как слишком громоздкий: нынешние администрации районов во многом дублируют функции мэрии, при этом неоправданно разрастается чиновничий аппарат. Такое нагромождение требует повышенных расходов и не дает эффективного управления при существующей системе, считают представители ЛДПР. Предложение — укрупнить городские территории, расформировывая районные администрации.
Как пример удачного сосуществования небольшого количества чиновников и большого количества людей был приведен опыт хозяйствования двух крупнейших районов новосибирского левобережья — Ленинского и Кировского. На это у поборников районного объединения отыскался веский аргумент: вне зависимости от количества районов чиновников и на правом, и на левом берегу предостаточно, поэтому путь укрупнения районов для сокращения их числа не совсем верен. Более эффективным методом совершенствования системы административного аппарата муниципальной власти оппонентам идеи видятся глобальные структурные изменения российской системы власти в целом. Она, считают депутаты, построена неэффективно, потому что «обрывается» на субъекте Федерации. При этом на местах те самые чиновники остаются сегодня с большим количеством полномочий, которые без должного финансирования сводятся, по сути, к руководству «кабинетом и ручкой».
Поэтому вопрос выстраивания нормальной системы власти — не муниципального и даже не регионального уровня, уверен депутат облсовета Вадим Агеенко, это прерогатива федерального центра. Чтобы рост чиновничьего аппарата не порождал неэффективную систему управления, по его мнению, нужно развивать линию соцзащиты, занимаясь каждой категорией нуждающихся граждан, каждым человеком в отдельности. Тогда надобность в большой части аппарата отпадет сама собой.
А, по мнению депутата горсовета Виктора Козодоя, борьба с чиновничеством не только бессмысленна, но и опасна. Бюрократия, считает депутат, как «представительство» государства на местах, является высшим достижением человечества. Идти по пути укрупнения районов неверно — напротив, уровней местной власти должно быть больше, как, к примеру, в Москве, где более 30 районов, объединенных в 10 городских округов. Чем меньше «замкнутые» территории, тем эффективнее управление. Однако и при этом эффективность упирается в нехватку средств на реализацию полномочий.
Участники дискуссии сошлись во мнении о том, что есть необходимость соединения двух самых маленьких городских районов — Центрального и Железнодорожного, и она может пройти «без управленческого ущерба». В развитие данной мысли было предложено использовать эти два района (а впоследствии один получившийся) в качестве некой экспериментальной площадки по оптимизации управленческого аппарата. Для этого произвести полную замену кадров в получившейся районной администрации, привлечь молодых, высококвалифицированных специалистов, произвести их аттестацию. В случае удачи эксперимента опыт можно будет постепенно распространить и на другие районы Новосибирска.
С точки зрения горожанина, занятная идея «всегородского» объединения, несмотря на ее благие цели, представляется достаточно сырой. Первым делом возникает предположение, что с сокращением числа районных администраций количество кабинетов, в которых выдаются, к примеру, справки для получения субсидий на оплату услуг ЖКХ для нуждающихся граждан, сократится, как минимум, с десятка до единиц (на весь город!), соответственно, неминуемо вырастут очереди и уменьшится вероятность скорого получения нужных бумаг. К тому же значительно увеличится площадь обслуживания одной администрации, следовательно, во всех смыслах увеличится и расстояние между чиновником и обратившимся к его услугам горожанином. И всеобщее внедрение информационных технологий, как показывает опыт, подобных процессов не сократит, как не повлияет и на уменьшение количества чиновников.
Видимо, поэтому на сегодня авторы этой очевидно несовершенной идеи не заявляют о своем предложении как о сколько-нибудь сложившейся концепции, откладывая ее более предметную разработку на несколько лет и предпочитая на этом этапе интересные, но в большей степени отвлеченные, чем конструктивные дискуссии.