Работа не по профилю
Так и у нас было до перестройки, до этих сокрушительных реформ, которые перевернули мир с ног на голову, заставив людей заниматься тем, чем они никогда в своей жизни не занимались и даже в самом дурном сне не видели того, что видят сейчас.
— Работаем не по профилю, — с горькой ноткой в голосе рассказывает директор акционерного общества «Агропромхимия» Александр Рекунов. — Что мы делали раньше: вывозили на совхозные поля органику, вносили в почву гипс, улучшая плодородие земли. Обрабатывали посевы гербицидами, снабжали хозяйства минеральными удобрениями. Все это позабыто-позаброшено. Ну скажите, кто в зимний период включает в работу отряды плодородия, тем более проводит снегозадержание? Да никто. Солярка так подорожала, что говорить об этом — значит смешить людей.
Александр Константинович хорошо знает историю своего предприятия, работает в нем с 1985 года. Начинал шофером, выучился и стал инженером, а после и директором, потому что умел организовать дело, поднять людей, смог вписаться в этот странный-престранный рынок, который многих честных и работящих согнул в три погибели, увлек на дно.
Уже пять лет «Агропромхимия» занимается пассажирскими перевозками. Сейчас в распоряжении предприятия двенадцать автобусов, которые арендуются в Усть-Таркском муниципальном образовании. Между прочим, два из них получены районом от губернатора Виктора Толоконского за высокие урожаи зерновых культур. Единственное, что мне не очень понятно: причем здесь аренда, но это тоже гримаса рынка.
— А вдруг наша «Агропромхимия» обанкротится, и автобусы также будут распроданы, причем за бесценок, и останемся мы на бобах, — говорит начальник управления сельского хозяйства района Анатолий Мухометинов. — Время нынче такое: живи да оглядывайся, чтобы не быть в прогаре.
Автобусный парк обслуживает все маршруты своего района, а также используется на линии Усть-Тарка — Татарск. Выгодно ли это, получает ли акционерное общество хоть какую-то прибыль? Этот вопрос не застает врасплох Александра Рекунова.
— У нас два парка: пассажирский и грузовой. В грузовом — «КамАЗы», «ЗИЛы». Возим уголь из Татарска для населения и коммунального хозяйства, зерно в период уборки урожая, щебенку и еще Бог знает что. Скажу одно: ни от какой работы не отказываемся — не те времена. Два парка дополняют друг друга, и мы не несем убытка. Наоборот, чаще имеем прибыль.
Бывший шофер Александр Рекунов любит своих водителей, с удовольствием называет «самых-самых». Это Сергей Геттинг, Сергей Чеканников, Виктор Гнедов, Василий Бурлыкин. Директор бы их всех перечислил, да просто стесняется, не хочет показаться назойливым.
И еще сам Бог велел «Агропромхимии» работать с землей. В Усть-Таркской районной администрации твердо говорят и даже спорят о том, что зерно и молоко до сих пор прибыльны. А что будет дальше, этого никто не знает, потому что рынок непредсказуем. А пока надо держаться за землю, как держится черт за грешную душу.
Коллектив арендует четыреста гектаров полей у Камышевского муниципального образования, в селе Верхнеомка. Кстати, здесь превосходные земли, но стали никому не нужными, никто их не обрабатывает, не удобряет. Вот и чахнет землица; поначалу это залежь, потом — целина, которая скоро порастает лесом. А у химиков (бывших, конечно) водится самая разнообразная техника. Есть и «Кировцы», и ДТ-75, и легкие колесные машины. Есть и штатный тракторист Владимир Степанов. Только он не одинок. На тракторы садятся и шоферы, тем более что в апреле и в мае дороги для большегрузных автомобилей закрыты.
Весна — пора посевных работ. Свои верхнеомские четыреста гектаров «химики» на 60 процентов занимают пшеницей, тридцать процентов отводят под овес и десять — под ячмень: всего сеют понемногу. Берут у областной продовольственной корпорации солярку, долги позже гасят зерном. Рассчитываются аккуратно, точно в обозначенные сроки.
Между прочим, в Усть-Тарке нет такого производственного коллектива, который бы не занимался земледелием. «Агроснаб» арендует шестьсот гектаров, «Автотранс» — двести, Усть-Таркские электрические сети — около сотни гектаров. Имеются участки земли и у школ. Активно занимаются земледелием угуйские школьники и козинские курсанты профессионального училища. У них поле тоже довольно приличное — более трехсот гектаров.
Но «химики» пошли дальше — стали активно сотрудничать с сельхозкооперативом «Дмитриевский». Александр Рекунов говорит прямо:
— Два населенных пункта (село Победа и деревню Дмитриевку) будем брать себе.
Правда, процедура эта довольно сложная: сельхозкооператив поначалу нужно обанкротить, чтобы сменить в нем форму собственности, назначить временного управляющего, выполнить другие весьма многочисленные формальности. Но пока суд да дело, «химики» активно вторгаются в производственную деятельность кооператива, фактически оставшегося без скота и без техники.
Весной сюда придут тракторы: «химики» готовят землю под посев, используя обычно тяжелые дисковые бороны. Этим чаще всего занимается тракторист Владимир Степанов, а шоферы большегрузных автомобилей, пересев на «Кировцы» и дэтэшки, пашут пары. Уже освоена часть пашни, а ее у сельхозкооператива — в пределах трех тысяч гектаров.
Одно только непонятно: а зачем это нужно «химикам», разве у них своих забот мало? На это мне ответили очень просто и весьма категорично:
— Если погибнет село — тогда погибнем и все мы.
И это ведь в самом деле так. Лучше горькая сермяжная правда, чем сладкая ложь.