Без усушки и утруски
Так что же приключилось с предприятием, которое сейчас называется ООО «Татарскзернопродукт»? Даже мимолетного разговора с одним из товаропроизводителей (в данном случае поставщика зерна) хватило, чтобы раскрыть тайну.
— Да ведь обманывали, жульничали. Привезешь на хранение, к примеру, десять тонн пшенички или чего другого, а тебя так обсчитают, на усушку да на утруску, что ты останешься должен элеватору. Кому нужна такая арифметика?
То же самое говорит и нынешний генеральный директор общества «Татарскзернопродукт» Иван Юзов:
— Ведь обманывали, как хотели, клиента. Думали, что озолотятся, а вышло по-другому — остались на бобах.
Работу свою Иван Петрович, вступивший в должность генерального директора в прошлом году, начал с того, что попытался уговорить руководителей колхозов и акционерных обществ протянуть руку дружбы прирельсовому элеватору, как его еще зовут в городе и в районе. Но куда там... Даже и слушать не хотели: «Знаем мы вас, обманщиков. Привыкли на чужом горбу в рай въезжать».
Потребовался авторитет главы района Валерия Носкова, чтобы убедить упрямых товаропроизводителей. Как-то собрались в районной администрации, затем в клубе колхоза «Колос». Говорили, собственно, об одном: нам не прожить друг без друга. И воз тронулся с места. Причиной тому послужили не только длительные уговоры хозяйственных руководителей, но и изменившиеся отношения селян с «Зернопродуктом». Прирельсовый элеватор направил звено механизаторов из пяти зерноуборочных машин в колхоз «Колос», чем оказал большую помощь в уборке урожая. А группа автомобилистов в составе трех «КамАЗов» возила с токов зерно на элеватор, особенно из удаленных хозяйств — из Зубровки, Увальского, других деревень. Расценки самые что ни на есть божеские.
Прирельсовый элеватор в лихие годы потерял не только авторитет, но и многое другое. Уже не было магазинов, которые просто-напросто продали, не работала пекарня, своя собственная, остановился комбикормовый завод — не стало заказчиков. А главное, устарело оборудование, ломалось или напрочь выходило из строя. И все это пришлось восстанавливать, поднимать, считай, из руин в условиях далеко не благоприятных.
— Спасибо родному управлению, — с чувством признательности говорит Юзов. — Оно нас здорово выручило, помогало деньгами, которые мы в первую очередь использовали на закуп зерна, ведь элеватор без него — это все равно что рыба без воды.
В прошлом году «Татарскзернопродукт» принял от хозяйств на хранение и сушку пять тысяч тонн зерна, закупил около ста тысяч тонн пшеницы. Для сравнения можно отметить, что в прошлые годы поступало не более 12 — 15 тысяч тонн. Фактически крупное высокомеханизированное хозяйство простаивало, в то время как колхозы и акционерные общества везти зерно в райцентр ни под каким предлогом не хотели.
Особенно Юзова радует, что везут зерно на продажу и хранение омичи.
— Значит, и у них какой-то непорядок, — делает он вывод.
В рыночную эпоху каждый товаропроизводитель сам себе хозяин. Из Татарского района в свою очередь вывозили молоко и мясо по причине невыгодной ценовой политики, старались продать эти продукты тому, кто давал более высокие цены, в частности, омичам. Но порядок был скоро наведен, цены поднялись, и товаропроизводитель, что называется, повернулся лицом к своему району. И только элеватор до самого последнего времени придерживался своей ошибочной линии.
На недавнем совещании в Татарске глава района Валерий Носков заявил, что на элеваторе появилось полсотни новых рабочих мест. Производство пока не расширится, просто восстанавливается старое, идут реконструкция, ремонт. Побывал Юзов у соседей на хлебоприемном пункте, в Усть-Тарке, которым командует Вера Владимировна Росс. Поразился тому, что в лаборатории цветы. Приехал и сразу распорядился начать ремонт у себя.
— Цветов у нас пока нет, — рассказывал он, — но и наша лаборатория тоже преобразилась. В нее теперь приятно зайти. И анализы наши девчата проводят честно, без мухлевки. Рынок, он таков — если будешь обманывать других, то плохо кончишь.
Капитально отремонтированы теперь производственные помещения, склады, налажена термометрия и вытяжка пыли, скоро заработает пекарня. Ведь раньше, смолов зерно на своей мельнице, элеватор запускал в продажу три-четыре тысячи буханок хлеба каждые сутки. Хороший доход, и скоро эти деньги вернутся в кассу.
Принятые вновь полсотни рабочих — это водители, аппаратчики, весовщики, которые раньше трудились здесь. Но есть и новички. Элеватор, к счастью, не успел растерять свой костяк. И этим Юзов очень гордится. У него замечательный помощник — инженер Петр Устименко, заместитель по производству Елена Ниязова, заведующая лабораторией Галина Сальникова. На районной Доске почета фотография весовщика Любови Михайловой.
Недавно на предприятии повысили зарплату, причем довольно солидно, сразу на полсотни процентов. Многие рабочие получают до десяти-пятнадцати тысяч рублей, и это уже притягательный заработок. Устроиться сейчас на элеватор не так-то просто: люди стоят в очереди. Это предприятие — исправный налогоплательщик. Между прочим, и в прошлом году оно отчислило в районный бюджет в виде налогов пять миллионов рублей. Немалые для района деньги.
Сейчас элеватор готовится к весне: будет помогать селянам сеять зерновые, а осенью звено комбайнеров вновь поедет в одно из хозяйств района на уборку урожая. Казалось бы, что не так и много сделано на элеваторе: изменили отношение к своим клиентам, а результаты, что называется, превзошли все ожидания. Наверное, на то он и рынок, который в первую очередь предполагает грамотные, цивилизованные отношения, а обмана и воровства не приемлет.