«Опасный транспорт» ремонтировать лучше вовремя
К реализации программы по замене и модернизации лифтов в муниципальном жилищном фонде новосибирские власти приступили в 2005 году.
К 2014 году, по этому документу, подъемники, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, будут заменены, а выработавшие нормативный срок эксплуатации — 25 лет — модернизированы. После дополнительных обследований этот срок может быть продлен еще на пять лет, то есть в общей сложности лифт можно эксплуатировать до 30 лет. Однако по достижении лифтами этого «критического возраста» органы Государственного технического надзора обращают на конструкции более пристальное внимание. При этом могут возникнуть серьезные претензии к безопасности эксплуатации подъемников.
Понятия замены и модернизации подъемников принципиально различаются разными затратами на проведение работ, экономической обоснованностью. Замена означает, что лифт полностью вынимается и меняется на новую конструкцию. Модернизация же предполагает замену лишь некоторых элементов. Конечно, модернизация обходится несколько дешевле, но после нее лифту все равно присваивается почетный статус нового подъемника.
За последнее десятилетие от ведомств в муниципальную собственность перешли тысячи домов, а вместе с ними лифтовое оборудование, находящееся преимущественно в плохом техническом состоянии. Более 200 лифтов досталось муниципалитету в аварийном состоянии.
Согласно современной «лифтовой» статистике 27 процентов лифтов (из общего числа 4892 подъемника), находящихся в ведении муниципального жилищного фонда города Новосибирска, превысили нормативные сроки эксплуатации. Ежегодно к этому количеству будет добавляться в среднем 220 устаревших подъемников. Выход большого количества лифтов из оборота не случайно носит такой массовый характер: многие здания вместе с лифтовыми хозяйствами были возведены примерно в одно время — при массовой застройке нашего мегаполиса в 80-х годах.
В период 2001 — 2004 годов в городе производились замена 17 — 20 лифтов и частичная модернизация 15 — 18 лифтов. 283 лифта подлежат замене и модернизации в 2006 году. Так называемые морально устаревшие лифты, а также подъемники с распашными дверями в домах муниципального жилищного фонда на данный момент полностью заменены.
Программа по модернизации лифтового хозяйства города Новосибирска достаточно долгосрочна и финансово емка. Сегодня — самое начало пути, предполагающее подготовительный этап работ, который включает в основном диагностическое обследование лифтов, разработку проектно-сметной документации на замену и модернизацию подъемников на следующий год.
Дальнейшая реализация муниципальной лифтовой программы в Новосибирске включает в себя три этапа. Первый — замена 280 и модернизация 1232 лифтов с максимальным сроком эксплуатации (34 года) — осуществляется с 2005 по 2008 годы. На втором — с 2009 по 2011 годы — будут меняться следующие 210 лифтов, выработавшие нормативный срок эксплуатации (25 лет), если дальнейшая модернизация этих подъемников невозможна либо экономически нецелесообразна, а также модернизироваться 924 лифта. Следующая группа мероприятий подразумевает замену также 210 и модернизацию 924 лифтов. Общее число дожидающихся в 2005 — 2014 годах своей очереди на замену лифтов равно 700, на модернизацию — 3080 лифтов.
Больше всего подъемников, согласно программе, будет заменено в Октябрьском и Кировском (по 132 подъемника), Ленинском (104), Заельцовском (82) и Калининском (81) районах Новосибирска. По объему лифтов, которые будут модернизированы, лидируют Ленинский (здесь за период 2005 — 2014 годов будет модернизировано 669 подъемников), Кировский (394), Октябрьский (379), Дзержинский (376) районы города.
Учитывая уже имеющийся опыт, строить четкие прогнозы долгосрочного финансирования программы очень сложно и нецелесообразно из-за роста инфляции. Так, к примеру, только в 2006 году стоимость оборудования увеличилась на 20 процентов, что повлияло на снижение объемов работ по модернизации лифтов. Поэтому финансирование программы из городской казны ведется поэтапно и постоянно корректируется.
Заводов, выпускающих лифтовое оборудование, в Новосибирске нет, договоры на его поставку подрядчики заключают с предприятиями Москвы, Могилева, Омска. Мэрия Новосибирска обратилась к новосибирским разработчикам с просьбой о производстве лифтового оборудования на заводах нашего города. Сегодня осуществляется производство и сборка лебедок, которые по своим характеристикам превосходили бы все подобные существующие конструкции. Вообще возможность организации полного цикла производства лифтов в Новосибирске обсуждалась довольно активно, но этот процесс требует сложного прохождения достаточно жестких лицензионных мер, потому что подъемники относятся к категории достаточно опасного транспорта. Чтобы наладить такое производство, нужны длительное время, серьезные кадры, соответствующие мощности, оборудование, технологии.
Следует особо отметить, что замена и модернизация лифтов не повлияют на тарифную составляющую для населения, так как в тариф заложено только техническое обслуживание лифтов.
По мнению разработчиков лифтовой программы, чтобы избежать массовых аварий и обрывов, в течение ближайших 10 лет необходимо ежегодно модернизировать и заменять 378 подъемников. Это в 9,5 раза превышает необходимые объемы подобных работ, приходившиеся на период с 2001 по 2004 годы.