USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Закон о земле — закон о селе




Сегодня депутаты-аграрии Новосибирского областного Совета предлагают разработать и принять наш, областной, закон «О развитии сельского хозяйства в Новосибирской области». И закрепить в этом документе конкретные объемы государственной поддержки — предположительно десять процентов от бюджета области (первоначально было предложено семь процентов, но совместным решением депутаты увеличили этот показатель почти на треть). Что говорят об этом представители власти, читайте на этой странице. И не забывайте поделиться с нами своими «мыслями по поводу» — ваше мнение, уважаемые читатели, будет интересно и депутатам, и представителям администраций различных уровней. Потому что любой закон должен быть для людей.

Причин не принимать нет
На вопросы о проекте закона «О развитии сельского хозяйства в Новосибирской области» ответил председатель областного Совета депутатов Алексей БЕСПАЛИКОВ.

— Алексей Акимович, что вы думаете о предложенном депутатами-аграриями законе?

— Пока самого закона нет. Есть только его концепция. Это нормальное явление, когда депутаты аграрной фракции предлагают упразднить несколько принятых ранее законов, которые где-то не срабатывают, где-то плохо финансируются, и объединить их в один — о поддержке агропромышленного комплекса Новосибирской области.

Какой закон получится, увидим через месяц, не меньше, потому что он требует серьезного подхода и проработки. Для этого потребуются силы не только депутатов, но и администрации Новосибирской области, и юристов, и экономистов. Вот сегодня в докладе говорилось, что меньше стало вкладываться в почву удобрений. Но в чем причина? Это не проанализировано, так же, как и вопросы оказания поддержки. Ведь недостаточно помогать только сельскохозяйственному производству, надо поддерживать еще и жизнь на селе: образование, здравоохранение, строительство жилья.

— Отдавать селу семь процентов областного бюджета — это реально?

— Сомневаюсь, что в сельское хозяйство надо вкладывать именно семь процентов бюджета. У нас на селе проживают 650 тысяч человек. Нельзя относить к сельскому хозяйству только растениеводство и животноводство, без социальной сферы. Поэтому семь процентов — цифра, на мой взгляд, очень спорная.

Возьмем, к примеру, образование. Если в городе обычная школа — это тысяча учащихся и сотня учителей, то на селе в малокомплектной школе может учиться всего двадцать детей, иногда еще меньше. А здание надо ремонтировать, отапливать, платить за электричество. Получается, что содержание одного учащегося в десять раз больше, чем в городской школе.

Думаю, на то, чтобы поддержать село, потребуется больше семи процентов.

— Как вы, нынешний председатель Совета депутатов, оцениваете государственную поддержку сельского хозяйства в нашей области?

— Я и в роли первого заместителя губернатора, и сейчас как председатель областного Совета считаю, что в Новосибирской области государственная поддержка сельского хозяйства намного выше по сравнению не только с соседними областями, но и с большинством субъектов Российской Федерации.

По государственной поддержке сельского хозяйства наша область находится в первой пятерке среди всех российских краев и областей. Тем не менее этого все равно мало.

— В процессе обсуждения законопроекта не раз звучали призывы к объединению политических сил. Как вы думаете, удастся это в данном случае или нет?

— Это как раз тот момент, когда политические страсти совершенно ни при чем. Когда речь идет об экономике, о развитии, все политические силы, как правило, консолидируются. Думаю, что и в данном случае мы увидим консолидацию всех политических сил в Новосибирском областном Совете депутатов.

— Но сами вы за принятие этого закона в предложенные сроки?

— Да, и не только я. Не слышал пока ни от одного депутата областного Совета, ни от одного работника администрации области, что есть какие-то причины не принимать такой закон.

— Что вы хотели бы видеть в этом законе «О поддержке сельского хозяйства…» как ключевой, краеугольный момент?

— Как гражданин Новосибирской области хочу, чтобы село жило, развивалось, чтобы на селе была такая же достойная жизнь, как в Новосибирске, Москве, за рубежом, чтобы сюда приезжали люди. Я вообще очень заинтересован в развитии Сибири. Вы посмотрите, население-то у нас сокращается. Каждый год — на пятьдесят тысяч человек. А ведь только у нас, в Сибирском федеральном округе, сосредоточено 50 процентов древесины, 80 процентов газа, 60 процентов нефти всей России. Поэтому я всецело за то, чтобы динамично развивалась вся Сибирь, в том числе и ее агропромышленный комплекс.

В ответе за тех, кого приручили
Председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям облсовета, генеральный директор ГУП «Новосибирская продовольственная корпорация» Александр МОРОЗОВ:

— Есть уже целые территории, где вообще не ведется хозяйственная деятельность. Это и часть Сузунского, и часть Чановского, Убинского районов — этот перечень можно продолжать и продолжать. И ведь совершенно точно надо понимать: если мы так и дальше будем «искать эффективного собственника», то просто утратим социально-экономическое влияние на село.

Разве не аргумент «за» предлагаемый закон, что сегодня, готовясь к посевной кампании, мы уже четко представляем, что себестоимость пшеницы в среднем хозяйстве уже зашкаливает за две тысячи рублей!
И что делать сегодня сельхозтоваропроизводителю, руководителю хозяйства, который сеет три тысячи гектаров, который надеется на то, что сумеет где-то занять солярки по 17 тысяч рублей и получить 15 центнеров с гектара? Посчитайте баланс — ему не хватит этого, чтобы рассчитаться.

А разве не аргумент, что администрация Новосибирской области в течение четырех лет поставляла 120 тысяч тонн горючего? В этом году нет еще и десяти тонн, а скоро в поле... Власть, по сути, приручила сельхозтоваропроизводителя, приучила к государственной поддержке. Вспомните Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Посчитайте — сегодня четыре миллиарда совокупной, ничем не покрытой кредиторской задолженности по всем сельхозтоваропроизводителям Новосибирской области. А сейчас им надо брать горючее — это еще два миллиарда. То есть к осени будет шесть миллиардов кредиторской задолженности... Это сколько нужно товарного зерна собрать, чтобы рассчитаться? Два с лишним миллиона тонн?

И последнее. Субсидии на валовое производство на тысячу рублей произведенной продукции в Челябинской области 22 рубля, в Красноярском крае — 17 рублей, Кемеровской области — 15 рублей. Томской области — 33 рубля, Читинской области — 27 рублей. В Новосибирской области — 6 рублей.

По результатам социологического исследования, крестьянин, оказавшись в сложной ситуации, предпочитает обратиться к другу, соседу, родственнику, но не к власти. У нас в Новосибирской области власть до сей поры каким-то образом крестьянина понимала. Понимала и принимала соответствующие решения. Но наша задача, задача принимающих решения и на уровне областного Совета, и на уровне администрации — создать такие условия, чтобы мы сумели реально выражать интересы сельхозтоваропроизводителей и оказывать бюджетную поддержку. Другого пути сегодня нет.

Помогать? Только хозяину!
Вице-губернатор Виктор ГЕРГЕРТ:

— В 2000 году, принимая агропромышленный комплекс области, губернатор и его команда прежде всего ставили задачу сохранить сельское хозяйство. Применяли различные формы поддержки: возвратные и безвозвратные. Главная задача была — сохранить, и, в принципе, это удалось.

Но сейчас нужны совершенно иные формы помощи. Уверен, что хозяйства, где нет ответственного, эффективного собственника, не могут получать государственную поддержку. В области сегодня немногим больше ста хозяйств, где есть хозяин, контрольный пакет акций, собственность — где есть какая-то ответственность. Но в остальных такая работа не проводится. Есть порядка ста хозяйств, которые вообще потеряли свой потенциал. Там уже просто невозможно вести общественное производство. С ними надо что-то делать: или присоединять к сильным, или отдавать какому-то фермеру. Среди очень авторитетных людей есть мнение, что практически в каждом селе есть человек, которому можно доверить производство, и это видно на примере ведения им личного подсобного хозяйства. И это наша задача, моя, ваша — привести хозяина на землю. Тогда и будет кому помогать.

В моей родной Кукарке, откуда я ушел в 1995 году, сменилось шесть руководителей. Может быть в селе, где за десять лет сменилось шесть руководителей, что-то живое, что надо поддерживать? Конечно, нет! Надо изменить сам механизм, иначе будет то же самое, что с законом о финансовом оздоровлении. Как с той хозяйкой, когда кран течет, а она с тряпкой бегает, лужи вытирает вместо того, чтобы кран починить.

Давайте «починим кран» — создадим действенный, эффективный хозяйственный механизм. Тогда правомерно будет сказать: «Давайте спишем долги. Мы уверены, что этот хозяйственный механизм больше долгов продуцировать не будет». А сейчас долги списывать бессмысленно, они завтра же появятся снова.

А в целом идею создания такого закона поддерживаю. И готов над ним работать.

Не подайте, а компенсируйте
Заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Геннадий АНТОНОВ:

— Все направления поддержки, которые обозначены в концепции закона, абсолютно реальны — их немного. Мы сегодня не просим «дайте нам денег». Речь идет о компенсации. Сегодня часто интересуются нашим мнением о национальном проекте. В нынешней ситуации, когда государство полностью устранилось от регулирования цен на энергоносители, технику, запчасти, вся национальная программа должна быть выражена в одном предложении: компенсация части затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Вот и вся программа!

Даже если вести речь о личных подсобных хозяйствах, упор надо делать на их финансирование. Я всегда занимался личным подсобным хозяйством и знаю, сколько это стоит. Это еще один рабочий день, дополнительный труд. По большому счету, если нет бесплатных кормов, если нет возможности за бесценок вспахать огород, многие просто отказываются вести личное подсобное хозяйство. Поэтому не надо удивляться, что уменьшается поголовье скота на личных подворьях. Во-первых, население уменьшается. Во-вторых, люди видят, что им это невыгодно. Абсолютно невыгодно реализовать продукцию по сложившимся ценам.

Я и не мечтаю, что мы получим такие же финансовые вливания, как в Америке и Евросоюзе, но элементарно выйти хотя бы на уровень семи процентов в масштабе области — это жизненная необходимость! В противном случае вместо национальной программы развития АПК мы будем вынуждены принять программу великого переселения остатков сельского населения в города. Другого варианта нет.

И последнее. Очень хотелось бы, конечно, чтобы инициативу депутатов-аграриев поддержали все фракции: и коммунистическая, и «Единая Россия», и ЛДПР, и независимые депутаты. Потому что нет в законе о поддержке села политических лозунгов. Умрет село, умрет и Россия — это мы все прекрасно понимаем.

Добиваться, чтобы он работал
Депутат Новосибирского областного Совета, генеральный директор ОАО «Новосибирский мясоконсервный комбинат» Анатолий СТЕПАНОВ:

— Я за то, чтобы этот закон принять. Как представитель депутатской фракции «Единая Россия» уполномочен заявить: закон надо не только принимать, но и добиваться, чтобы он работал. Надо понять, что 1,7 процента бюджета для села — это мало. А вот десять процентов — это доля бюджета, вызывающая уважение.

Не только о корове и гектаре
Глава администрации Баганского района Василий ПРОНЬКИН:

— Закон нужен. Его обязательно надо разработать и жестко определить порядок действий. Если мы предоставляем финансовую помощь предприятию, организации либо крестьянскому фермерскому хозяйству, ответственность за негативные последствия должна быть судебная. Вся финансовая помощь должна быть четко регламентирована порядком предоставления этой помощи. Не просто продекларирована в бюджете. Ведь что мы делаем сегодня — оказываем гуманитарную помощь всем подряд через Новосибирскую продовольственную корпорацию.

Мы начинаем, может быть в угоду политике, делать 50-процентное списание... А сейчас идет разговор о том, что вообще все долги надо списать. Может быть, кому-то это не понравится, но я категорически против всех этих списаний! Люди должны считать свои деньги. Подачками через ГУП НПК мы добились того, что не только хозяйства, даже целые районы стали иждивенцами. И «благодаря» этим иждивенцам всех крестьян во всех выступлениях величают «черными дырами». Вы, говорят, взяли полтора миллиарда — верните. А вы конкретно скажите, кто взял. С него эти долги и требуйте!

Мы должны четко предусмотреть в бюджете средства на поддержку сельхозпредприятий. Государство уже субсидирует две трети ставки кредита. А почему бы областному бюджету не взять на себя еще одну треть ставки? Сегодня мы говорим, что 120 — 130 хозяйств на территории области очень рентабельны. Лукавим! Мы не признаем, что из той прибыли, которая есть, больше половины украдено у людей из заработной платы. Если она, как полагается, будет заложена в себестоимость, этого не выдержит ни одно хозяйство. Не будут тогда хозяйства прибыльными, разве что единицы.

Второе — надо очень хорошо, конкретно в законе предусмотреть развитие социальной сферы. Никогда не будет животновод или механизатор жить в селе, в котором умирает школа, в котором нет нормального школьного автобуса, клуба, хорошей дороги до центральной усадьбы и до райцентра. Мы же все прекрасно понимаем: деревня стареет, деревня начинает вымирать. И хоть золотой мы коровник сделаем, хоть какую высокоудойную корову поставим, нормальные люди уедут искать лучшей доли.

Но пока мы почему-то говорим только о производстве. Только о коровах, только о «гектаре пашни». А сельскохозяйственное производство — это еще и образ жизни села. Но каким он будет, если там нет привлекательности жизни? Инженерное обустройство села на территории области практически отсутствует, дорожное строительство урезается. То же самое с доступной телефонной связью, интернетом. А какую воду селяне пьют!..

Поэтому закон надо разработать не просто так «в течение месяца». Надо создать, как предлагал Алексей Акимович Беспаликов, хорошую рабочую группу, всесторонне рассмотреть все сферы жизни села как такового. И предусмотреть не только развитие производства, но и развитие всей социальной сферы тоже.

Фотографии статьи
070-10.jpg
070-11.jpg
070-08.jpg
070-12.jpg
070-09.jpg