Хозрасчет не подведет
А надо сделать всего ничего: приравнять стоимость солярки к молоку. Вот будет поблажка крестьянам.
В прошлом году в «Советской Родине» вспахали всего тридцать процентов земли, хотя шесть мощнейших К-700 были на ходу и погода стояла отличная. Но нет солярки — и работы никакой.
— Только в феврале рассчитались за «горючку», — в который раз повторяет Болбат, — только за счет скота и выживаем. Режем бедную скотину почем зря.
Словом, от пахоты пришлось отказаться, заменив ее глубокой весенней культивацией и стерневым севом. С этой целью купили пять специальных сеялок, а привычные СЗП-3,6 просто поставить на «прикол». Авось и пригодятся при благополучных временах.
Главная ставка в хозяйстве на звенья, которые можно назвать по-разному: арендные, подрядные или хозрасчетные. Главный агроном Владимир Публиковский выписал звеньям технологические карты, в которых подробно расписано, в какие сроки и что они должны сделать. Доведены лимиты на горючее и запчасти, а оплата — от конечного результата.
— Раньше как было, — размышляет Болбат, — каждый механизатор делал определенную работу и получал за гектар. Если сеет пшеничку, то на качество ему наплевать: глубоко семена упали или лежат на поверхности. Он жмет на газ, только пыль столбом. Теперь отношение к своему труду изменилось, это уже прошлый год показал. Хоть погодные условия и были никудышные, но хлеб мы получили.
Хозрасчет сразу привел к экономии горючего и запчастей, хотя некоторые механизаторы поначалу требовали непременно новые узлы взамен сломавшихся. Ничего подобного нет: ремонтируют, что возможно, и снова в «бой». Если вдруг расход горючего зашкаливает, разбираются с топливной аппаратурой, приводят ее в норму. Короче говоря, относятся к своим деньгам по-хозяйски. Уже не скажешь: «Колхозное — значит общее».
Зерновое звено возглавляет Михаил Гладченко, молодой агроном-семеновод с высшим образованием. У него, как говорят сами механизаторы, не забалуешь: быстро приструнит. Второе звено — кормовое, им руководит тракторист-практик Иван Архипов. Все в один голос отмечают его организаторский талант. Своих людей знает полностью, кто на что способен, в соответствии с этим и задания дает персональные.
Кормовое звено, несмотря на финансовые сложности, хорошо оснастили: в прошлом году купили новенький кормоуборочный «Дон» и КСК-100. Задача одна — обеспечивать хозяйство хорошими кормами, прежде всего — зерносенажом. Это смесь четырех культур — гороха, овса, ячменя и пшеницы, — которую отлично усваивает скот. Не зря уже много лет колхоз получает от фуражной коровы более десяти килограммов молока в сутки — больше всех в Чановском районе. На плечах звена и заготовка грубых кормов, без сена ведь тоже не перезимуешь. Но со всеми задачами и «зерновики», и «кормовики» удачно справляются.
Кстати, звеньевая система, при всей своей выгоде, создает и ряд проблем. Ни в одно из звеньев не взяли двух механизаторов. «Не подходят они нам», — заявили мужики. А что ж теперь делать бедолагам? Болбат говорит жестко, но убедительно:
— Увольняться из колхоза, иного выхода нет.
Да, жестко, но времена, когда можно было содержать целый штат тунеядцев, безвозвратно прошли. От хозрасчета в «Советской Родине» уже вряд ли откажутся: метод хоть и не новый, но проверенный и оптимальный для нынешних условий хозяйствования.