Лес рубят — деньги летят
— Это одна бабулька заказала, — делает пояснения директор лесхоза Владимир Алексеев. — Им, бабушке да дедушке, вполне достаточно. А нам какой-никакой прибыток: заказы на бани от населения поступают регулярно, мы с готовностью исполняем их.
Осматриваем и производственные корпуса.
— Вот здесь, — продолжает рассказ Алексеев, — будет кузня. Там поставим горн. Дальше — столярный цех. У нас работают замечательные мастера.
Совсем недавно этот самый же лесхоз был головной болью администрации района. Во-первых, в долгах как в шелках. Во-вторых, большая задолженность по зарплате, а коли нет денег — текучесть кадров, слабая дисциплина и прочие грехи, которые преследуют обычно неустойчивое производство. И тогда-то директором поставили Алексеева, этого самого, который водит по территории предприятия и дает пояснения. До этого он был мастером леса, после стал главным лесничим, а еще раньше жил в Еланке, где работал заведующим совхозной ремонтной мастерской.
Немного из истории лесхоза. Когда-то леса были в ведении совхозов, директор был полным хозяином. Надо выписать десять кубометров — выписывает, надо двадцать — и двадцать, не моргнув глазом, выпишет. Посадки ему, ясное дело, ни к чему: лишняя обуза. Тогда-то наверху спохватились: как бы не уничтожить леса!
Создали межхозяйственный лесхоз: совхозы передали свои угодья одному хозяину. Предприятие называется очень длинно и довольно звучно: Усть-Таркский сельский лесхоз, филиал ОГУ «Новосибирское управление лесами». Но суть осталась та же: управление лесами акционерных обществ района. В ведении этой организации более 26 тысяч гектаров лесов, чуть поменьше — у государственного лесхоза, центр которого находится в Татарске.
Под началом Владимира Алексеева трудится более сорока человек, причем полтора десятка из них проживает в селах и деревнях, рядом с лесом, который они стерегут и опекают. Сложный Побединский обход обслуживает Алексей Боровик. Сложный он потому, что в селе нет работы, а там, где ее нет, процветают пышным цветом воровство да пьянка. Значит, нужен глаз да глаз, чтобы не залезли в леса, не вырубили деловую древесину, не похитили дрова.
Есть у Алексеева свои трудовые династии. Впрочем, кто-то в шутку заметил, что у Алексеева есть все. Петр Куклин вообще-то механизатор, но в это время года работает на пилораме. Его сын Иван — тракторист-трелевочник. Летом возят из леса деловую древесину, зимой обрабатывают ее на пилораме.
Удалось Владимиру Алексееву буквально за два года сделать из отстающего предприятия «конфетку». Это меткое словечко произнес начальник управления сельского хозяйства района Анатолий Мухометинов. Сам Владимир Алексеев смотрит на дело гораздо проще.
— Ведь по деньгам ходим, — удивляется он. — Надо нагнуться и подобрать. Только и всего.
Вот, к примеру, столярный цех. Сегодня здесь можно заказать ворота, забор, оконные и дверные блоки, чего раньше лесхоз не делал, как-то руки не доходили. А те же бани! Стоимость каждой от 13 до 19 тысяч рублей. Разве это не деньги? А еще половая доска или так называемая животноводческая доска, которая идет на замену полов в коровниках и телятниках. Требуется она каждое лето, причем в больших количествах.
Ну и рутинная работа всякого лесхоза: в прошлом году населению в Усть-Тарке отпущено более тринадцати тысяч кубометров дров. Но и здесь, в деле привычном и несложном, директор нашел свою изюминку. Говорит об этом по-своему: «Ввели новые услуги». Это касается сельских льготников: ветеранов труда, инвалидов, учителей, медиков. Им полагаются дрова. Вместо того, чтобы работать с каждым индивидуально, что хлопотно и в общем-то неразумно, дирекция лесхоза заключила договор с районной соцзащитой, которая без лишних слов выплатила предприятию деньги.
— Нам остается только исполнять заявки, — заключает Владимир Алексеев, — что мы и делаем без лишних хлопот, завозим то, что необходимо, на частные подворья льготников. На своем транспорте.
Прошлый год был для лесхоза в полном смысле слова успешным. Получено более четырехсот тысяч рублей чистой прибыли, погашены долги. В то же время произведена посадка сосны на тридцати гектарах. Эта работа исполнена с экономией средств. Лесники сами шишковали, то есть добывали семена, не покупали их на стороне.
Деньги поступают не только от населения, но и от акционерных обществ, которые активно закупают деловую древесину, особенно те хозяйства, где нет пилорамы.
— Жерди, которые требуются в огромных количествах, мы вообще бесплатно отпускаем, — хвалится директор лесхоза.
Между прочим, руководителю предприятия недавно исполнилось полсотни лет. Районная администрация, ее глава вручили юбиляру почетную грамоту — вполне заслуженную: успех к коллективу пришел при непосредственном руководстве Владимира Алексеева.