USD 101.6797 EUR 106.1028
 

Жить в Розентале можно

Владимир ПАЛЬЧИКОВ. Татарский район.



В прошлом году животноводы Татарского района впервые за много лет преодолели рубеж в 25 центнеров молока от коровы. К этому давно стремились и вот достигли. Что касается розентальцев, то для них это пройденный этап. Они выходили и на тридцать центнеров. Но в 2005 году сделали шаг назад. Павел Василенко твердит одно: это временно, это чистая оплошность, вызванная рядом объективных и субъективных причин. А вот по валовому производству молока есть прирост. Высоки среднесуточные привесы молодняка — почти 600 граммов. Но особенно хорош такой показатель, как сохранность скота — 0,9 процента. А вот для сравнения: падеж в колхозе «Гигант» составил более пяти процентов.

Морозы розентальцы тоже осилили и доят неплохо. Особенно старается доярка Татьяна Васильевна Зайцева, которой и в прошлом, неудачном, году удалось осилить рубеж в тридцать центнеров молока от коровы. Хорошие показатели у Натальи Андреевны Идион — наступает Зайцевой на пятки и в этом году снова выйдет на заветные тридцать центнеров. В лучших ходит и Лилия Эткаровна Тиганик.

В кооперативе довольно интересные меры материального стимулирования труда. За тридцать центнеров доярка получает годовую премию в три тысячи рублей, за 25 — соответственно две с половиной тысячи. А еще есть такое место, которое называется «Самое лучшее». В прошлом году оно оказалось у Зайцевой. Кроме трех тысяч рублей за тридцать центнеров, она получила еще две с половиной тысячи за первое место по кооперативу. В итоге пять с половиной тысяч.

Да и средний заработок у доярок не так уж и плох — более трех тысяч рублей в месяц. Это по году. Летом, в период большого молока, он гораздо выше. Зимой, соответственно, пониже.

Некоторые как-то уж подзабыли о таком показателе, как себестоимость молока. Розентальцы считают ее постоянно и дотошно: затраты на корма, уход, продуктивность — все это под постоянным контролем. А результат таков: себестоимость литра молока за прошлый год чуть более трех рублей, реализационная цена — около семи. Это значит, что на каждом литре хозяйство имеет чистой прибыли три рубля, даже с копейками.

Кормление обильное. На корову сейчас дают по три килограмма зернофуража, почти по тридцать силоса, кроме того, — сенаж, сено. И все в достатке. В морозы рацион усилили, добавили всего понемногу. Хорошо, к примеру, и то, что сено и солому вывезли с полей до снегов да холодов. Постарались трактористы Александр Кирдяшов и Владимир Зайцев, которые работают на довольно мощной и всегда исправной машине, тракторе Т-4, еще не старом. Как известно, самый большой расход не только на горючее, но и на запчасти, особенно в морозы. Так уж лучше купить новую машину — экономия будет наверняка.

Или вот еще: беспривязное содержание коров. Кто нынче помнит об этом? Наверное, только те, кому сейчас за пятьдесят и кто работает в животноводстве. А раньше мы говорили о нем взахлеб. Новый прогрессивный метод. Внедряйте, экономьте ваши денежки! Но селяне глухи — не до того им сейчас: не до жиру, быть бы живу.

Председатель кооператива загибает пальцы, когда говорит о преимуществах беспривязного метода содержания коров. Перво-наперво не надо поилок: а коли нет поилок, то, как поется в той самой песенке, они и не перемерзнут, и отогревать в морозы их не придется. Достаточно посреди корпуса поставить большое корыто, налить в него теплой воды и — пейте буренки. Не надо цепей: каждая стоит почти двести рубликов.

Не нужен также и навозотранспортер, который в морозы, как и всякий механизм, имеет обыкновение ломаться. А у розентальцев все проще. Тракторист Александр Кузьмин въехал в корпус с мехлопатой, сгреб навоз, вывез его, и снова — чисто, аккуратно. К тому же коровы постоянно в движении, их и на прогулку выгонять не надо.

Но есть и минусы. Василенко считает своим долгом сказать и о них: когда животные в одной куче, то могут и поддеть рогом одна другую, поранить вымя. Тем не менее к весне в корпус на беспривязное содержание будет поставлена еще одна группа — дойное стадо сельхозкооператива растет.

Экономия в большом и малом позволила в прошлом году получить почти два миллиона рублей чистой прибыли. Это совсем неплохо, если учесть, что работает в кооперативе в среднем по году в пределах полусотни человек. Всего-навсего. Но люди (и животноводы, и механизаторы) получают неплохую зарплату. Исхитрились и купили силосоуборочный комбайн, кое-что из прицепного инвентаря для обработки земли, ну и разные там мелочи.

Хорошая зарплата — это и надежно работающие люди, или, как мы еще говорим, стабильные кадры. Жизнь есть жизнь: кто-то уходит с производства по болезни, по старости. Приходится искать замену. В кооперативе с этим проблемы пока нет. Вот засобиралась на пенсию доярка. Кем ее заменить? Решили, что Александра Степанова — женщина средних лет, которая была подменной, станет теперь постоянной. К весне потребуется еще одна доярка, так как коров будет больше — идет отел нетелей. Но у Василенко уже есть люди на примете. Хотя и вздыхает:

— Молодежь в город стремится. Ее тоже можно понять. По телевизору такую жизнь красивую показывают...

Кому после этого захочется чистить навоз из-под коров, косить сено, пахать землю?! Поэтому и стараются в кооперативе создавать условия. Хорошо, что люди обеспечены здесь жильем и хозяйство держат: коров, свиней, овец, птицу. В «Розентальском» есть добрая традиция: помогать с заготовкой сена, зернофуражом. Подворье дает какой-никакой доход. Да плюс зарплата. Нет, жить и работать в Розентале можно.