Фундаментальный кризис образа
— Александр Гельевич, как утверждают многие эксперты, нерешенность проблем молодежи грозит серьезными последствиями для общества. И ярким подтверждением этого недавнее событие, шокировавшее всех, — нападение молодого человека на прихожан синагоги. Можно ли говорить, что сегодня российская молодежь предоставлена сама себе и свободна от обязательств перед обществом? И что нужно, на ваш взгляд, сделать для того, чтобы сохранить потенциал нации?
— Современный кризис молодежи — это лишь второстепенная, прикладная проблема, это следствие. На самом деле следует говорить о кризисе общества, кризисе постсоветского человека, который не имеет позитивных задач, не имеет ценностной системы и идеала, к которому стоит стремиться. У нас нет положительного образа взрослого человека — куда он идет, чем он является, какие у него ценностные ориентиры, какие задачи у него и у его общества, страны, нации, народа..
Молодежь — не какой-то отдельный тип людей, не какая-то отдельная каста, этнос или профессия — это важнейшая стадия жизни и состояние человека, такое же, как старость и младенчество. Молодежное состояние максимально приближено к взрослому: это не ребенок, а уже взрослый человек в начале своего пути. И вопрос выбора направления пути становится в этот период центральным. Для того, чтобы «вырасти» из состояния молодого человека, требуется образ взрослого человека в самых разных аспектах: ценностном, этическом, социальном, профессиональном, национальном, религиозном.
На мой взгляд, здесь как раз и коренится главная причина молодежной проблематики, в том числе и сегодняшней трагедии нашей молодежи, причины радикальных, экстремистских тенденций, вырождения, проблемы наркотиков и деградации, отсутствия взросления, с которыми мы сталкиваемся. Ситуация с молодежью просто иллюстрирует фундаментальный ценностный кризис российского общества на современном этапе. Можно по-разному относиться к советскому периоду, но совершенно очевидно, что в то время был образ или идеал человека, к которому молодежь и стремилась. Была идеологическая установка, были ценностные, исторические, социальные, экономические, идеологические и политические ориентиры.
Какие образцы стоят перед нашей молодежью? В основном тот архетипический персонаж, который мы видим на экране телевизора и в прессе, — бандит, либо авантюрист, либо трагический, потерявшийся человек, либо некий постмодернистский халявщик и фланер, который из одной тусовки переходит в другую.
Отсутствие образа взрослого порождает фундаментальный кризис молодежи. И если потерявшиеся в окружающем идиотизме дети бросаются с ножами на религиозных евреев, выхватывая случайные фрагменты экстремистских идеологий откуда ни попадя — из дурацких сайтов, из книг, из мелких сумасшедших уличных фюреров, — то это уже последняя стадия проявления более общей и обширной болезни.
Посмотрите на депутатов Государственной думы — они должны представлять народ, общество, являть собой определенные типы, образцы для подражания. Видя персонажей Государственной думы, к чему будет стремиться наша молодежь? Подражать кому — Жириновскому, Рогозину или Зюганову?
У нас нет образа человека — ни на экране, ни в жизни, ни в политике. Я думаю, что кризис молодежи — это просто проявление общего кризиса идентичности постсоветского человека, кризиса национальной идеи, нашего общества, кризиса ценностных ориентиров.
Даже то, что мы видим сегодня в лице «Наших», «Молодой гвардии» и в других создаваемых «сверху» молодежных организациях, это попытки восстановить комсомольскую организацию без идеологии. Это совершенно неправильно, поскольку смысл комсомола вытекал из теории коммунизма, а последний базировался на фундаментальной идеологии.
Пытаться решить это какой-то организацией, клубом или системой улучшения образования невозможно, это косметический ремонт. Мы имеем дело с обществом декаданса, где движущимися энергетическими центрами являются наиболее отталкивающие в этическом и эстетическом смысле персонажи, проходимцы, ворье, жулики и аферисты. Они — Куршавельские, они властвуют, а остальные пассивно наблюдают, как Абрамовичи осуществляют за их счет развеселую жизнь, к которой те, кто попроще и поглупее, не такие ушлые, пытаются хоть как-то приобщиться через египетские курорты, солярии, моллы и гипермаркеты. Такое общество никого не может вдохновить, и молодой человек, ищущий ориентиры, цели в жизни, ценности и пути, в нашем нынешнем российском обществе, их, безусловно, не видит. Он пополняет собой клиентуру самых случайных, разнообразных мод и течений. Совсем тупые становятся жертвами игровых автоматов. Ребята более тонкой организации становятся жертвами наркомании. Еще более неспокойные юноши и подростки уходят в экстремистские организации. Это закономерно, и нынешнее государство, пребывая в интеллектуальном, духовном и этическом параличе, ситуацию разрешить не может.
Молодежь это чувствует и не испытывает никакого пиетета по отношению к взрослому российскому обществу.
В США идет настоящая сегрегация и активный процесс отбора элиты. Вот чему бы нам у них не поучиться...
Я думаю, что некоторые наблюдательные персонажи во власти это понимают и пытаются что-то сделать в этом направлении. Но начинать нужно с самих себя, со взрослых, и в первую очередь, я думаю, с политического класса. Который необходимо либо преобразить, либо, если не получится, радикально сменить.