USD 83.6813 EUR 89.6553
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Зачем корове каблуки, или Горизонты профориентации

Инна ВОЛОШИНА
Совсем недавно эти ребята выбрали для себя рабочую профессию, а сегодня, будучи студентами колледжа имени Покрышкина, уже участвуют в конкурсе профессионального мастерства. Фото: Андрей Заржецкий
Совсем недавно эти ребята выбрали для себя рабочую профессию, а сегодня, будучи студентами колледжа имени Покрышкина, уже участвуют в конкурсе профессионального мастерства. Фото: Андрей Заржецкий

Школьники должны выбирать будущую работу исходя из того, что им нравится, а не из того, какой предмет легче сдать. В правительстве регио­на обсудили вопросы развития профессиональной ориен­тации в системе образования.

Сегодня на рынке труда сложилась парадоксальная ситуа­ция: буквально все отрасли задыхаются без квалифицированных кадров, а многие выпускники вузов и колледжей, на чье образование государство тратит огромные деньги, даже не собираются работать по специальности.

Почему же так происходит?

Что такое УПК

По мнению экспертов, все дело в неправильном выборе профессии. Конечно, далеко не каждый школьник, даже старшеклассник, отчетливо представляет, чем бы он хотел заниматься в будущем. Что греха таить, многих сегодняшних недорослей, особенно не склонных к точным наукам, привлекает карьера блогера. Спасибо, что хоть не бандита или жрицы любви, как тридцать лет назад. Поэтому очень важно помочь молодому человеку понять, в чем его таланты и склонности, и в итоге определиться с выбором. А еще лучше дать ему возможность уже во время обучения в школе овладеть профессией, ведь неизвестно, как сложится жизнь и получится ли учиться в дальнейшем.

Кстати, именно так и было в советские времена. Тогда в каждом районе города был свой учебно-производственный комбинат, или УПК, где на протяжении года девятиклассники один день в неделю посвящали изучению профессии, а летом и во время обучения в десятом классе работали на предприятиях. Вместе с аттестатом о среднем образовании выпускники получали свидетельство о профессиональной подготовке, и даже разряд им присваивали. В УПК Центрального района Новосибирска, кстати, девушек обучали на секретарей-машинисток и швей-мотористок, а юношей — на электро- и радиомонтажников. В машинистки попасть хотели все, поэтому тянули жребий. Потом умение печатать слепым десятипальцевым методом многим очень пригодилось в жизни, особенно когда компьютеры стали обыденностью.

Кому положен «Билет в будущее»

О том, как сегодня обстоят дела с профессиональной ориентацией в нашем регионе, на оперативном совещании у губернатора рассказала министр образования Новосибирской области Мария Жафярова. По ее словам, утвержденный в начале 2025 года национальный проект «Кадры» направлен на качественную и оперативную подготовку кадров под потребности работодателей благодаря скоординированным действиям образовательных учреждений, компаний и государства.

— Именно профориентационная работа и профессио­нальное самоопределение молодежи может помочь на уровне государства решить поставленные задачи и ответить на новые вызовы, — подчеркнула глава регионального минобразования. — С 2023 года в нашем регионе действует проект «Единая модель профориентации «Билет в будущее», реализация которого проходит на единой федеральной цифровой платформе. Для школ предусмотрено три уровня профминимума: практико-ориентированные базовый и основной, а также продвинутый, который включает в себя профессиональное обучение. С сентября 2025 года в наших школах останутся только основной и продвинутый уровни, причем работать с детьми будут внешние наставники, представители предприя­тий — индустриальных парт­неров, которых прикрепят к школам в качестве шефов.

Агрошкола уже работает

Как отметила Мария Жафярова, инструментами реализации единой профориентационной модели являются региональные проекты и программы.

Это «Политехническая и агротехническая школа Новосибирской области», в рамках которой обучающиеся одновременно с аттестатом о среднем образовании получают свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. То есть, по сути, политехническая и агротехническая школы дают то же самое, что давал советский УПК.

Как пример можно привести Маслянинскую школу № 1, которая уже не один год сотрудничает с сельхозпредприятием «Сибирская нива». Причем школьники не просто посещают предприятие с экскурсиями, что, конечно, тоже интересно. Но и занимаются со специалистами, которые обучают их, к примеру, обращаться с доильным аппаратом или ухаживать за телятами, а также ведут научную работу. И не без успеха: например, на международном технологическом форуме «Технопром-2023» был презентован школьный проект по созданию ортопедических каблуков для коров. С 2021 года уже 373 выпускника агротехнических классов поступили в аграрный университет.

Водители дронов и конструкторы ракет

— В региональном центре «Альтаир» с ведущими предприятиями, научными организациями и работодателями реа­лизуются образовательные программы по научно-технологическому проектированию. Они проходят в формате интенсивных профильных смен. Главная цель программ — развитие системы подготовки будущих научных и инженерных кадров, — рассказала Мария Жафярова. — В процессе подготовки на очных программах школьники осваивают научно-технические компетенции, например основы баллистики, спутникостроения, программирования, а также получают навыки по схемотехнике, электротехнике, 3D-моделированию. Это позволяет им реализовывать реальные инженерные проекты: запуск спутников с полезной нагрузкой в стратосферу, сборку антенн, прием и обработку сигналов, конструирование ракет.

По словам главы ведомства, еще одним инструментом реализации единой профориентационной модели обучающихся 6–11-х классов региона является «ПРОФнавигатор Новосибирской области». На сайте проекта работает единый календарь профессиональной ориентации региона, в котором собраны мероприятия для обучающихся школ, проводимые на базе колледжей, вузов и организаций дополнительного образования.

«ПРОФнавигатор НСО» также предоставляет возможность записаться на профессиональную пробу и ознакомиться с перечнем востребованных в регионе профессий. Как отметила Мария Жафярова, с февраля нынешнего года родителей школьников информируют о проекте с помощью электронного дневника — 1-го и 15-го числа каждого месяца там размещают информацию о профориентационных мероприятиях, происходящих в регионе, таких как дни открытых дверей в вузах и колледжах, о конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, семинарах, тренингах.

КОММЕНТАРИЙ
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:
— В этом году мы подводим итоги реализации предыдущих национальных проектов и рассказываем о том, какие задачи предстоит реализовать в рамках новых нацпроектов. Тема проф­ориентации для Новосибирской области чрезвычайно актуальна. Задача по развитию стройной системы профориентации была поставлена перед региональным министерством образования еще до старта национальных проектов в 2018 году. Федеральный проект «Билет в будущее» из предыдущего нацпроекта давал нам дополнительные возможности. Новые инструменты для профориентации наших детей дает новый нацпроект «Молодежь и дети». Будем считать, что систему проф­ориентации мы выстроили, теперь важно, чтобы она давала эффект, чтобы наши дети и родители при подготовке к экзаменам делали выбор исходя из будущей профессии, о которой мечтают, а не исходя из того, какой предмет легче сдать.