Прерванный полёт ласточки
![Анастасия Вяльцева в повседневном костюме: изысканную простоту дополняют дорогие серьги. Вяльцева очень любила сапфиры, изумруды, алмазы. Фото: «Мода в Сибири» /vk.com](/upload/media/preview/media_preview83599_710x588.jpg)
27 сентября 1906 года Новониколаевск потрясло известие: будет петь сама Вяльцева! Певица была по-настоящему народной — ее любили все! А раз уж речь идет о моде, можно уверенно сказать, что Анастасия Вяльцева была еще и самой модной женщиной начала XX века в России, с которой действительно никто не мог сравниться.
Она была истинной звездой и, как сейчас бы сказали, иконой стиля.
Анастасию Дмитриевну Вяльцеву по праву называют родоначальницей российской эстрады. Каким недюжинным талантом надо обладать, чтобы за короткий срок пройти путь от помощницы швеи и гостиничной горничной до артистки, которой рукоплескали тысячи восторженных поклонников! И ведь не было ни телевидения, ни интернета для «раскрутки».
Эффектное платье с вышитыми птичками было сшито как дань любви певицы к ее самой популярной песне «Пой, ласточка, пой». Очевидцы вспоминали, что Вяльцева разворачивалась на сцене, ловко поддевая ножкой в изящной туфельке длинный шлейф. Фото: «Мода в Сибири» /vk.com
Уникальный голос открыл Вяльцевой дорогу в театр, но свой яркий след в истории она оставила именно как непревзойденная исполнительница русских, цыганских романсов, песен и песенок. «Ласточка», «певица радостей жизни», «луч света в темном царстве», «богиня», «дивина», «божья искорка», «чайка русской эстрады», «примадонна», «несравненная» — так называли ее современники.
«Погромные» концерты и всероссийская слава
На ее концертах впечатлительные поклонники падали в обморок, крушили ограждения и мебель, богачи из первых рядов осыпали певицу ассигнациями. Известен факт, что однажды страстный поклонник вместе с букетом подал ей веер, в который были вложены дарственные на три дома в столице.
Часто ее концерты заканчивались беспорядками, поэтому в фойе и в зале дежурила полиция, а организаторы требовали с артистки залог за возможный ущерб и сломанную мебель.
На популярной открытке Вяльцева одета с парижским шиком и с русским акцентом: подол расшитого мерцающим золотом платья с длинным шлейфом оторочен дорогим мехом сибирского соболя — шокирующая деталь, подчеркивающая невыразимую роскошь наряда. Аксессуары — массивные золотые серьги, нити крупного жемчуга, наимоднейшая шляпа с перьями белой цапли и длинные шелковые перчатки. Фото: «Мода в Сибири» /vk.com
Вяльцева пела то, что просили зрители, выходя на бис до 20 раз! Как же не любить звезду, которая так открыта публике!
Билеты в первый ряд на концертах Вяльцевой стоили от 12 до 20 рублей. Такой гонорар имел разве что сам Шаляпин.
Любовь как в романсе
Со своим будущим мужем Василием Викторовичем Бискупским, офицером, начальником охраны государя, Анастасия познакомилась на одном из концертов. В то время брак безродной певицы с потомком старинного рода был невозможен, но пара обвенчалась тайно, что стоило Бискупскому карьеры.
Еще до брака, в разгар их романа, началась русско-японская война. Бискупского призвали на фронт, где он был ранен и попал в госпиталь. Снарядив на свои деньги санитарный поезд, Вяльцева отправилась к возлюбленному через всю страну — из Москвы на Дальний Восток.
Одна из сотен тысяч почтовых открыток с портретом артистки. Фото: «Мода в Сибири» /vk.com
Но ни о каких гастролях по пути к раненому жениху не могло быть и речи, как бы ни уговаривали певицу на всем протяжении ее маршрута по Транссибу…
Новониколаевск: публика неистовствовала
История умалчивает, как же такое могло случиться, что певица все же выступила в заштатном тогда Новониколаевске. Умели богатые сибирские купцы быть щедрыми и, скорее всего, заплатили за концерт такие деньги, от которых нельзя было отказаться, тем более что часть гонораров певица-патриотка и так отдавала в пользу раненых.
Так что уже к приезду Вяльцевой в городе была сооружена открытая сцена — эстрада-ракушка, установлено ограждение, построены зрительские ряды. Место выбрали между улицей Сибирской и Обским проспектом, на их стыке с Кабинетской улицей (теперь — район пересечения проспекта Димитрова и улицы Фрунзе).
На этой редкой дореволюционной открытке — вид на Новониколаевск с юга на север и тот самый сад «Альгамбра», где и возвели сцену специально для выступления певицы. Фото: «Мода в Сибири» /vk.com
Надо ли говорить, какой прием был ей оказан! Уж сибирские купцы лицом в грязь не ударили, а про публику и говорить нечего. Импровизированная концертная площадка не могла вместить всех желающих, и целая толпа горожан слушала артистку за оградой, замерев от восторга. Вяльцева была истинным национальным достоянием, и своими концертами в сибирском городе она полностью оправдала это звание.
Испанская Альгамбра в Сибири
Позже место, будто освященное великой певицей, назовут садом «Альгамбра». Кто придумал такое название в глухом сибирском поселении, теперь не узнать, но звучит это и по сей день необыкновенно романтично, пафосно и по-новониколаевски самоуверенно. Так назывался таинственный дворец в мавританском стиле в далекой испанской Гранаде.
Сад «Альгамбра» стал любимым местом досуга горожан. Там играл духовой оркестр, устраивались фейерверки, появились библиотека, летний театр, карусель, качели, разные аттракционы, выступали именитые артисты и даже проводились киносеансы.
Граммофон в то время считался роскошью. Интересный факт: после концерта в Новониколаевске Вяльцева подарила главе города Владимиру Ипполитовичу Жернакову, своему горячему поклоннику, организовавшему ее концерт, свои пластинки и граммофон самой последней модели. Фото: «Мода в Сибири» /vk.com
После революции сад оставался популярным местом. В «Альгамбре» была обустроена изба-читальня, а на расставленных столах проводили игры в лото, между прочим, с денежными ставками. К концу тридцатых публика переместилась в Сад Сталина (ныне Центральный парк), а «Альгамбра» пришла в полный упадок и была снесена. В наши дни на ее условном месте (споры о местонахождении не утихают) обустроен памятный сквер (это что у Федоровских бань и роскошного многоэтажного жилого дома).
Всё проходит и всё не случайно
Добравшись до Владивостока, Вяльцева спасла мужа, и не только его одного. Вернувшись с мужем в Москву, продолжала концерты. И вдруг на одном из них упала без чувств. Поклонники сначала подумали, что это запланированное сценическое действие, но оказалось, что певица тяжело заболела. Рак крови свел ее в могилу в очень короткий срок, хотя в ее спасении принимали участие все, кто мог, даже царская семья.
Умирая, она успела написать идеальный сценарий своих похорон. Анастасии Дмитриевне Вяльцевой было всего 42 года. Провожало ее 150 тысяч человек. Гроб, как завещала певица, был усыпан белыми розами и лилиями, а шествие сопровождали факельщики в белых фраках. Даже ее последний выход был безупречен…
Репертуар Вяльцевой
«Захочу — полюблю»
«Я ехала домой»
«В лунном сиянии»
«Ты не спрашивай»
«Я вас люблю»
«Пой, ласточка, пой»
«Оковы любви»
«Уголок»
«Опьянела»
«Зачем?»
«Жажду свиданья»
«Дай, милый друг, на счастье руку»
«И для меня весна придет»
«Теперь в твоей, любовь, я власти»
«Как хороши те очи»
«Вешние грезы»
«Лети, лети, мечта любви»
«Уморилась»
«Любишь ли ты?»
«Тройка»
«Мой милый друг, ты хочешь знать»
«Вечно с тобой»
«Ветерочек»
«Догадайтесь сами»
«Люблю тебя, скажи мне это»
«Желанный час настал»
«Гони, ямщик»
«Мой хороший, мой пригожий»
«Под чарующей лаской твоею»
«Помнишь ночь?»
«Любо, весело»
АКТУАЛЬНО
![](/upload/media/preview/media_preview83635_230x130.jpg)
![](/upload/media/preview/media_preview83630_230x130.jpg)
![](/upload/media/preview/media_preview83628_230x130.jpg)