Деревни уходят с карты, и с этим нужно что-то делать
Казалось бы, совершенно рядовой вопрос об упразднении деревни Рыбкинск Кунчурукского сельсовета Болотнинского района, прозвучавший на сессии, вызвал обсуждение среди депутатов, которые поручили минэкономразвития региона изучить опыт сохранения малых деревень.
О сути на сессии регионального парламента рассказала глава сельсовета Елена Кокорина: в Рыбкинске уже никто не живет, а на балансе село числится. Кстати, на той же сессии Заксобрания парламентарии ранее проголосовали за упразднение деревни Абрамовка Байкальского сельсовета того же Болотнинского района. Таким образом, за одну сессию прекратили свое номинальное существование две давно пустующие деревни.
— В 2018 году, будучи по делам в Болотнинском районе, я проезжал мимо деревни Рыбкинск. И тогда уже было понятно, что дела там идут не очень, — отметил депутат Заксобрания Вячеслав Илюхин. — На самом деле, ситуация очень печальная. Думаю, нам следует обратить самое пристальное внимание на такие деревни, может быть, есть возможность сохранить их.
Коллегу поддержал депутат Вадим Агеенко.
— Я понимаю, что сейчас там жизни нет, но все равно каждый раз сердце кровью обливается, когда приходится принимать такие решения, — подчеркнул парламентарий. — Понятно, что люди выбирают, где им лучше жить, переезжают в Новосибирск или в районный центр. Но если мы планируем развитие Новосибирской области на долгие годы вперед, мы просто обязаны это учитывать и развивать сельские территории. И самое главное, чтобы у сельских жителей была работа; будет работа — будет и поселение.
Депутат Роман Яковлев отметил, что на предыдущей сессии Законодательного собрания депутаты уже обсуждали проблемы малых деревень.
— Не стоит забывать, что у нас есть огромный опыт СССР по данному вопросу, я в свое время ознакомился с ним, — сообщил парламентарий. — Тогда в малых деревнях создавали уникальные производства, каких нет больше нигде. Например, в Венгеровском районе, где есть месторождение какой-то особенной красной глины, создали завод, производили кирпичи. В Карасукском районе делали необычайно вкусное и качественное сливочное масло и другую молочную продукцию. Думаю, нам следует поручить минэкономразвития региона изучить данный опыт и разработать предложения на этот счет.
Губернатор Андрей Травников поддержал это предложение, посоветовав также рассмотреть советский опыт создания колхозов и совхозов, а также их укрупнения. Затем депутаты проголосовали по данному вопросу, и деревня Рыбкинск официально исчезла с карты Новосибирской области.
ОТ РЕДАКЦИИ
Несколько лет назад мы познакомились с фермером, который вместе со взрослыми детьми вернулся на малую родину, в практически пустующую маленькую деревеньку в Чановском районе. Оставались там единичные престарелые люди, которых семья новопоселенцев взяла под свое шефство. Фермер мечтал возродить в деревне породистое стадо. С тем и решил принять участие в нашем совсибировском конкурсе — наградой победителю был заявлен племенной теленок. Журналисты новосибирского областного издания тогда поддержали тему развития племенного животноводства в частных подворьях, за что, кстати, были удостоены признания федерального Минсельхоза. И так сложилось, что именно чановский фермер получил в подарок породистую животинку. Приехав в маслянинскую «Экониву» за своим бычком, наш победитель купил за свои деньги и второго теленка.