Плывёт мехедовский ковчег!

Человек, способный построить свою судьбу, несёт на себе ответственность за судьбу Отечества, отстаивая его интересы на всех фронтах
Нашему земляку, легендарному руководителю не менее легендарной «Сибнефтегеофизики» Леониду Петровичу Мехеду на днях, а именно 6 февраля, исполняется 90 лет. Начинал карьеру с рюкзаком за плечами на нехоженых мерзлых таежных тропах, а закончил руководителем двухтысячного коллектива.
ОАО «Сибнефтегеофизика» работало на самом передовом в своей отрасли оборудовании. Это был не просто коллектив, а настоящее «государство» с ответственным гражданством, убедительной идеологией самоотверженной преданности делу государственной важности.
«Жадных, завистливых нельзя ставить...»
В этом «государстве» социальные блага обеспечивались напряженным трудом каждого, и даже в перестроечном хаосе руководителям удавалось строить бесплатное жилье для своих «граждан». Казалось, что романтика и сопряженные с ней тяжкие труды разведки черного золота никогда не разорвут профессиональной спайки и дружбы коллектива.
— Так и вышло, — считает Борис Петрович Латонин, председатель профсоюзной организации «Сибнефтегеофизики», — предприятия уже нет, а мы продолжаем действовать: помогаем тем, кто в этом нуждается, в том числе юридически, материально, да и просто дружеской поддержкой. Все праздники, юбилеи — вместе, как прежде. Этот капитал, который собрал, вырастил Леонид Петрович, мы сохраним и, надеюсь, приумножим. Помогаем геофизическому колледжу, встречаемся с молодежью, поддерживаем связи с профильными организациями, которые есть в Новосибирске, — это база возрождения отрасли.
— Жадных, завистливых людей нельзя ставить в руководство. Все наши успехи на протяжении почти 40-летней истории «Сибнефтегеофизики» — это люди, их труд, который я всегда оценивал как героический. Это первое условие успеха при любом укладе, — убежден Леонид Петрович. — Люди всегда чувствуют, как ты к ним относишься. Доверяешь, уважаешь, ценишь — они для тебя и для дела горы свернут.
Люди рискуют не ради наград
Мехед поименно до сих пор помнит эти подвиги, вот и взял ручку, бумагу и вручную написал прекрасную книгу «Моя Сибириада» — о встречах, о работе сподвижников, без которых не решаются ни большие, ни малые проблемы.
Как-то в зиму — только в это время года ведут разведку геофизики — коварные Васюганские болота «заглотили» трактор. Чтобы вытащить, надо зацепить трос на глубине пяти метров в черной маслянистой ледяной болотной жиже. Пока обсуждали варианты, опытный рабочий Илья Васильевич Попов без лишних слов — нырком в черное болото. Не забыл Мехед, в книге — не только этот эпизод в подробностях, но и стихи, посвященные герою: «А я убедился стократ, что люди рискуют не ради наград, а только за голое «надо». Тревога за таких людей — в разделе книги «Случаи»: борьба за технику безопасности при буровзрывных и других опасных работах среди замерзающих обманчивых болот…
«Сибнефтегеофизика» ежегодно увеличивала ресурсную базу углеводородного сырья на 20–25 миллионов тонн. Это позволило укрепить экономический потенциал России, создать запас прочности на долгие годы. Здесь развивали самые передовые способы сейсмической разведки для повышения надежности прогноза и определения границ залежей углеводородов.
Предприятие стало признанным лидером этой сферы и в 1987 году было отмечено Государственной премией СССР в области науки и техники. 23 человека на базе «Сибнефтегеофизики» защитили диссертации, стали академиками, докторами, кандидатами наук.
…А рогатки и препоны бюрократической машины?!
Про них, про препоны, целая история в книге Мехеда. Один сложнейший вопрос не мог решить, бегая из министерства в министерство и наткнувшись на конечное «нельзя» от Ладецкого (Госплан). Чиновник сочувствует: мол, понимаю вас, бывал в Сургуте, застрял там, спасибо, геологи помогли…
— На Чёрном Мысе? Так это я вас тогда забрал, — и после этих слов Мехеда Ладецкий припомнил (а до этого сидел-думал: где я его мог видеть?) лицо своего спасителя. — Всегда надо делать людям добро, оно сильнее даже бюрократизма, — заключает Леонид Петрович.
Эта книга — кладезь управленческих «секретов», лучше любого учебника, потому что с практическими примерами и эмоциями, бьющими не только в мозг, а в глубину сердца, а значит, согласно педагогической науке, все запоминается крепче.
О малой родине и домике на берегу речушки Снов
…Есть такие судьбы, хозяева которых прессуют успехи, проблемы, задачи, планы, перспективы, проекты так плотно, что это уже не просто судьба, это социально-политическое ядро с «атомным» зарядом, системообразующее не только для предприятия, но и для государства. Оно на строителях таких судеб и держится, они и продвигают ценности Отечества на всех фронтах.
Леониду Петровичу Мехеду не удалось пересидеть в тылу ни одного фронта.
На малой родине, в Черниговщине, ребенком он видел зверства фашистов. Став взрослым, узнал, что Днепр был красным от крови солдат, которые форсировали реку, чтобы отбросить врага на Запад. Украинская земля на глубину метра пролита кровью советского солдата.
— Я часто бывал там, и жива еще мечта о том, что Украина по-прежнему станет братской, гостеприимной.
Три года назад в своей книге он написал: «Никогда не забывал край, где родился». Эта память, как и все у Мехеда, была деятельной: помогал, дружил, встречался, а вернувшись в Новосибирск, участвовал во всех проектах местной украинской диаспоры. Пустили шапку по кругу — установили памятник Тарасу Шевченко...
«На пенсии хотел пожить в домике, в саду…мечту осуществил, есть домик на берегу речушки Снов…», — не успел автор поставить точку, как очередная поездка в Чернигов едва не закончилась трагически. Началась специальная военная операция, и Леонид Петрович с трудом вернулся в Новосибирск.
«… в ближайших планах повторить прошлогодний вояж на Нижнюю Тунгуску, где вспоминали работу здесь в 60-е годы, а нынче — рыбалка! Река — богатющая на ценные породы рыб, но тайменя, например, запрещено ловить. Попался-таки неосторожный красавец, разбалованный защитой государства! Полюбовались, погладили и отпустили… Кто не поверит, пусть приезжает сюда, где природа так щедра, что нет смысла жадничать и мелочиться: «разрешенных» особей хоть черпаком лови».
…Леонид Петрович прошел путь от использования простого гравиметра до освоения самых совершенных технологий сейсмической разведки. Он одолевал по 40–50 километров на лыжах с гравиметром по тайге в ежедневных маршрутах, возвращаясь в палатку, где нужно было затопить печку, приготовить еду, а утром — снова в маршрут.
Непростому умению «отличать от породы пустой» не только геологические находки, но и такой сложный материал, как люди, многих учил и продолжает учить Леонид Петрович Мехед. Недаром коллеги нарекли генералом своего генерального директора Мехеда: его армия почти сорок лет двигалась вперед, добиваясь новых побед на своем нелегком пути.
Леонид Мехед — видный организатор геофизического производства в Западной и Восточной Сибири. Руководил работами по открытию и доразведке Верхнечонского месторождения, Верх-Тарского, Игольско-Талового и других, геофизическими работами в Монголии, Казахстане, Кузбассе.
«Сибнефтегеофизика», работая в Северном районе по открытию и доразведке Малоичского месторождения нефти, взяла шефство над Северным районом: выделялась финансовая помощь на строительство свинофермы и проведение сельхозработ, всегда отзывались на просьбы о помощи для развития местной экономики и социальной сферы.
Более 25 лет Леонид Петрович был депутатом Центрального района, и предприятие, конечно, не оставалось в стороне от мероприятий, проводимых в городе. И обязательно выделялись средства на украшение Новосибирска к Новому году. Шефствовали и над школой № 95, выручали не раз этот коллектив в трудные 90-е годы.
И благодаря Мехеду история первооткрывателей не будет забыта:
— Новосибирцам есть чем гордиться: первооткрывателями месторождений нефти в Западной Сибири были новосибирские геологи, — утверждает Леонид Петрович. — Первоначально поисками нефти и газа в Западной Сибири занималось Новосибирское геологическое управление, в которое входил Новосибирский геофизический трест. Партия этого треста, руководил которой Юрий Дмитриевич Гирявенко, подготовила Мегионскую структуру в Тюменской области, где пробурили знаменитую Мегионскую скважину № 1 — первооткрывательницу большой нефти в Приобье. А Тюменское геологическое управление было организовано уже позднее, в его ведение и были переданы новосибирские геофизические партии, поэтому формально считается, что тюменцы открыли нефть. Но эта слава все-таки принадлежит новосибирским геологам.
ЗОЛОТЫЕ СЛОВА
Николай Андреевич Савостьянов (1930–2009 гг.), президент Евро-Азиатского геофизического общества, — о Леониде Мехеде: «Только руководителю, обладающему огромной энергией, инициативностью, постоянной неуспокоенностью и неудовлетворенностью уже сделанным, под силу этот размах деятельности, охват огромных площадей разведочными работами. Таков Мехед, таков стиль его работы… Леонид Петрович создал прекрасный коллектив специалистов-единомышленников, способных решать самые сложные задачи геофизического производства».
ДОСЬЕ
Мехед Леонид Петрович, почетный геофизик РФ, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ, почетный работник топливно-энергетического комплекса Минтопэнерго, почетный работник газовой промышленности, академик МАРЭ. Награжден медалью «За доблестный труд» (1970), орденом «Знак Почета» (1985) и орденом Почета (2003), орденом «За заслуги перед Отечеством III степени», Почетным знаком «За служение российскому народу», Почетной грамотой Правительства РФ (2005 год).
Решением общественно-консультационного совета редакции общероссийской энциклопедии «Лучшие Люди России» имя Леонида Петровича Мехеда, генерального директора ОАО «Сибнефтегеофизика» (г. Новосибирск), внесено в список персоналий V юбилейного выпуска.