USD 99.9282 EUR 103.2856
 

Он, она и дом на Коммунистической

Маргарита РЕВЗИНА
Дом купца Кагана, открытка 1912 года.
Дом купца Кагана, открытка 1912 года.

Как тесно иной раз переплетаются жизни совершенно разных людей, которых, казалось бы, ничего не может связывать! В этом повествовании будет три героя: он, она и... дом. Он — сказочно богатый новониколаевский купец, она — артистка, настоящая звезда своего времени. А дом в этой истории — особняк этого купца, самый роскошный в городе по тем временам, переживший потом и своих владельцев, и гостей.

Чем и хороши новые города, здесь все имеют равные возможности, было бы желание. Так и Новониколаевск с его уникальным положением на Транссибирской магистрали с самого начала привлекал предприимчивых людей, давая им равные шансы на полную реализацию самых смелых идей. Таким был и молодой человек по имени Аарон Каган, прибывший в Сибирь из провинциального латышского города.

20-летний юноша был не промах — сразу оценил перспективы роста и выгоду занятия хлеботорговлей и мукомольными делами. Не прошло и нескольких лет, как Каган уже имел свои склады, пароходы, возглавив «Алтайскую фабрично-промышленную компанию». В 1905 году его предприятие построило в Новониколаевске одну из крупнейших в России «перворазрядных» мельниц. Госзаказы на снабжение армии во время русско-японской войны 1905 года сделали Кагана одним из самых влиятельных купцов в Сибири.

Такого не строил никто в губернии

Подумать только, уже к своему 30-летию Каган был так богат, что решил сделать себе и любимой жене Софье подарок: построить такой шикарный дом, какого не было во всей губернии. Место было выбрано самое что ни на есть центральное — на углу улицы Гудимовской, ныне Коммунистической. Этот район и сейчас считается самым фешенебельным.

Амбициозный план быстро воплотился в жизнь, и уже в 1908 году был возведен шикарный особняк в классическом стиле с элементами барокко, в котором размещались с роскошью обставленные апартаменты: спальни, гостиная, кабинет, большой зимний сад с тропической оранжереей внутри. И даже настоящий концертный зал со сценой и специальным освещением.

Здесь и начинается новая история.

Звезда на гастролях

Так уж случилось, что Новониколаевск, привлекая молодых предприимчивых людей, был столь же привлекателен для гастролирующих артистов — вряд ли можно было найти более щедрую и благодарную публику.

003-26-04.jpg

Записи волшебного голоса Каринской сохранились до сих пор. Их легко можно найти и послушать в интернете.

И вот в 1912 году сюда приезжает настоящая звезда — Мария Александровна Каринская. Сегодня это имя знают лишь коллекционеры граммофонных пластинок, а когда-то оно гремело по всей России. Репертуар ее был очень разнообразен, а голос и впрямь выдающийся — удивительно мягкий по тембру, с нежными и завораживающими интонациями. Каринская умело создавала из каждого романса маленький спектакль, всякий раз удивительно перевоплощаясь в героинь исполненных ею произведений. Записи ее песен, кстати, легко найти в интернете.

003-26-08.jpg

Мария Александ­ровна Каринская, меццо-сопрано. 1909 год.

Надо ли говорить, какой фурор произвел ее концерт в Новониколаевске! На ее выступление собрался весь город. Принимали так, что неутомимая артистка некоторые романсы исполняла на бис не два, не три, а целых десять раз!

Каринская отличалась и потрясающими сценическими костюмами. Она выходила на сцену и в красочных русских нарядах с кокошником, и в немыслимо модных платьях в стиле модерн, которые уже на следующий день копировали все модницы. Новониколаевские поклонники подарили Каринской золотой браслет с надписью «Вы — солнца луч, согревший нас».

003-26-07.jpg

Каринская на знаменитых «Вечерах русской старины».

Каринская, говорят, крайне щепетильно считала свои гонорары, очень высокие, к слову. Тем удивительнее тот факт, что, выступив перед многочисленной публикой, певица не отказалась дать и частный закрытый концерт в достойном ее статуса особняке Кагана по его личному приглашению. История умалчивает о сумме гонорара, но можно только догадываться, сколько заплатил артистке щедрый купец, если, как гласит легенда, она спела в его доме для узкого круга все свои самые знаменитые романсы. Не исключено, что сумма купца была даже больше, чем заплатил ей за концерт весь город. Потом она не раз приезжала в Новониколаевск, где, вне сомнения, встречалась с щедрым покровителем ее таланта.

Так состоялось знакомство этих двух незаурядных людей. Могли ли они знать тогда, куда забросит их беспощадная судьба?

Два человека, две судьбы

Первая мировая война, революция скоро переросли в Гражданскую войну. Каган с его интуицией сумел заранее перевести деньги в иностранные банки, вывести активы в Маньчжурию, в Харбин, и переехал туда с семьей. В этом шумном китайском городе поселилось немало российских предпринимателей, бежавших от революции.

Оказалась там и Мария Каринская. Ей нельзя было оставаться в России хотя бы потому, что с разрешения Колчака она давала «летучие концерты» в прифронтовой полосе и отдавала крупные суммы от своих выступлений на нужды раненых бойцов белой армии. Так что судьба не оставила певице выбора: вряд ли ее пощадила бы новая власть, несмотря на всю ее славу.

003-26-05.jpg

Мария Каринская в 1912 году выступила для горожан Новониколаевска, а затем дала частный закрытый концерт в рос­кошном особняке купца Кагана.

Никто не знает, встречались ли в Харбине Каган и Каринская. Каган и его семья, потеряв в России немалую часть своего богатства, мукомольный бизнес и шикарную усадьбу, в скором времени встали на ноги и жили в эмиграции безбедно. И если о жизни Кагана есть достоверные сведения, участь Каринской покрыта многими тайнами.

По скупым и крайне противоречивым сведениям, с волной беженцев оказавшись в Харбине, она долго там не задержалась и перебралась вместе с дочерью сначала в Шанхай, а потом то ли в Англию, то ли в Америку, то ли в Канаду. В России ее имя предали забвению, а на чужбине, судя по всему, она так и не стала востребованной. Дата ее смерти — 14 января 1942 года, хотя ее биографы спорят и по этому поводу. Вот такая судьба певицы, которую любили миллионы. Не хотелось бы проводить никаких аналогий…

003-26-06.jpg

Повсюду продавались открытки с портретами Каринской, ноты с текстами песен и граммофонные пластинки.

Вспоминал ли Аарон Каган о своем доме, своем городе, который раскрыл его таланты, которому посвятил лучшие годы жизни? Еще как! Во время голода, охватившего Сибирь, в январе 1922 года из Харбина вышел эшелон из 30 вагонов, груженный хлебом, — дар от Кагана и соотечественников жителям Новониколаевска. Эшелон добрался до города 7 марта, но бесследно исчез со станции в одну ночь. Поговаривали, что экспроприировали его для нужд столицы. А 31 марта 1931 года Аарон Каган умер на своем рабочем месте. И кто знает — а вдруг его хватил удар от того, что его помощь не дошла до адресата? Это и правда могло стать большим потрясением… В Харбине Каган и был похоронен.

Вот и канули в Лету два ярких человека: один в 53 года, другая — в 58. Так проходит слава людская…

А что дом?

А дом стоит до сих пор! После окончательного установления советской власти в 1920 году дом был муниципализирован и передан народному музею. В 1926 году, когда в нем расположились сибирские краевые союзы потребкооперации, произошла реконструкция здания: надстроен второй этаж, сбит весь «буржуазный» декор — пилястры, аттики и обрамления. В результате реконструкции рос­кошный купеческий особняк уже невозможно было узнать. В 1937 году после капитального ремонта здесь открылся родильный дом № 1. Его историю продолжает с 2005 года частный медицинский центр.

003-26-02.jpg

Здание сибирских краевых союзов потребкооперации, 1930-е годы.

Судьба купеческого особняка оказалась счастливой. Построенный с любовью, он и теперь несет добро, ведь в нем каждый день появляются на свет новые люди! Так подарок купца Аарона Кагана себе на день рождения стал подарком ко дню рождения тысяч горожан. И там, где звучал нежный голос исполнительницы русских романсов, теперь слышны голоса новорожденных новосибирцев. Жизнь продолжается.

003-26-01.jpg

Родильный дом № 1 им. А.П. Гумилевского.