Как нейтрализовать махинации с историей?
Воспитание патриотизма начинать надо с родителей
Осмыслением исторического наследия и борьбой с фальсификациями в этой области сегодня занимаются не только профессиональные эксперты, но и... дети.
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Патриот: актуальные вопросы военной истории России и ее силовых структур» в ноябре стала поводом для дискуссии, собравшей на одной площадке ученых, педагогов, общественников, представителей власти и активную молодежь из разных уголков области. Событие состоялось в Новосибирске при поддержке правительства региона.
Соцсети — источник знаний?
Участница конференции «Патриот» из средней школы № 4 города Бердска Екатерина Гончарова привела в качестве аргумента собственное социологическое исследование. Она опросила 72 старшеклассников в возрасте 15–18 лет: как они понимают гражданственность и патриотизм?
И вот какие результаты получились: в качестве источников информации 47 процентов респондентов используют социальные сети, причем не только легальные «ВКонтакте» и «Телеграм», но и запрещенный «Инстаграм». О дополнительных образовательных возможностях никогда не слышали 39 процентов опрошенных. Уехать из России после окончания учебы готовы 57 процентов. Никогда не участвуют в общественных мероприятиях 29 процентов респондентов. И тем не менее безвозмездно помогать людям готовы 92 процента опрошенных старшеклассников. Хорошие все-таки у нас дети, хоть и поддаются чуждой пропаганде.
С точки зрения новосибирского ученого-историка Андрея Запорожченко, фестиваль исторической реконструкции «Княжий двор», который ежегодно проходит в Заельцовском парке, — прекрасная возможность приобщить к изучению истории, в том числе военной истории собственной страны, даже тех людей, кто никогда ей не интересовался. Причем независимо от возраста. Фото: vk.com
— Искажение истории началось достаточно давно, с того момента, как она перестала быть основополагающим предметом в школьном образовании, — комментирует исследование и ситуацию в целом кандидат исторических наук, доцент Новосибирского педагогического университета Андрей Запорожченко. — Как сказал специалист по истории Великой Отечественной войны Михаил Мягков, «за последние десятилетия у нас выросло поколение людей, не знающих историю, не гордящихся ей и, соответственно, не уважающих собственную страну». Причем эти люди не те, кто сегодня оканчивает школу. Они уже занимают весьма серьезные посты, это родители тех, кто сейчас сидит за партой. Понимая это, 8 мая нынешнего года Президент РФ подписал Указ № 314 о государственной политике в сфере исторического просвещения. В нем четко указаны цели, к которым мы должны стремиться. Главный смысл госполитики в области исторического просвещения заключается в системной работе, которая объединяет разные категории населения.
История в чёрном поле
По мнению ученого, на молодых людей, которые сегодня сидят за партой и на студенческой скамье, влияют и родители, многие из которых, увы, сформировались в эпоху безвременья и искажения исторической правды. Влияют СМИ, интернет — словом, все то, что мы называем информационным полем. А поле это, прямо скажем, зачастую весьма негативное. Хотя, казалось бы, в нашем прозрачном мире, при нынешнем уровне развития информационных технологий узнать, как на самом деле живут люди в разных странах, и сравнить с тем, как они живут в России, проще, чем когда-либо. Вроде бы даже у тех, кто презрительно называет Россию «этой страной», не должно оставаться иллюзий насчет западного «эдема». Но, к сожалению, это не так.
— На Украине, в Литве, Латвии, Эстонии сегодня в чести бандеровцы, «лесные братья», полицаи, каратели, прислуживавшие фашистам, чьи руки обагрены кровью невинных жертв. И невозможно без содрогания смотреть, как присягает им современная молодежь, оболваненная антироссийской пропагандой, — отмечает доктор исторических наук, профессор, академик РАН Вячеслав Молодин. — Более того, постоянное силовое давление на русскоязычное население Новороссии, определившей свое будущее на всенародном референдуме за воссоединение с братской Россией, война против мирного населения Донецкой и Луганской областей привели к тому, что Россия взяла эти территории под вооруженную защиту. Мы вынуждены воевать с националистическим режимом Украины, чтобы отстоять право русского населения жить в своей стране, говорить на родном языке, сохранить жизнь и достоинство граждан. Уверен, что победа и в этой навязанной нам войне не за горами.
Обществу еще предстоит одержать победу на идеологическом фронте. По мнению Андрея Запорожченко, необходимые шаги для этого сделаны. «В первую очередь увеличение количества часов до 114 в год на изучение истории России в вузах. Во-вторых, введение в программу курса «Основы российской государственности». И сейчас планируется введение курса «Основы российской идентичности». Наконец, введение курса «История религии в России». Все это направлено на формирование позитивной гражданской идентичности, чтобы человек осознал свое место в уникальном российском цивилизационном опыте, когда существует полиэтническая, поликонфессиональная общность людей. Не менее важно, чтобы молодой человек осознал единство исторических этапов, их преемственность. А не так, как у нас было раньше: одно умерло, другое пришло ему на смену. Единство и уникальность — это то, на чем мы стоим».
«С ними можно работать»
По мнению многих экспертов, запрос на получение исторических знаний у молодежи высок и он растет. А как быть с родителями, которым сейчас 30–40 лет?
— Я не считаю поколение сегодняшних 30–40-летних потерянным. Эти люди находятся вне воспитательной среды, но и с ними можно работать, — уверен кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории НГПУ Михаил Баяндин. — Проблема фальсификации истории очень серьезная, она была бы просто катастрофической, если бы мы не реагировали на вызовы. Нужны совместные усилия школы, высших учебных заведений, общественных организаций и движений. Наше общее дело — добиться того, чтобы подрастающее поколение не только не забывало о том, что было достигнуто отцами, дедами и прадедами, но и продолжало этот путь. Только тогда мы сможем уверенно смотреть в будущее. Новые публикации, выступления, новые факты, которые были похоронены в архивной пыли, — все это способствует развитию интереса к истории в обществе, даже среди тех людей, кто ей профессионально не занимается. Важно подбирать такие интересные исторические сюжеты, чтобы, знакомясь с ними, каждый человек испытывал радость и гордость за свою страну.
КОММЕНТАРИИ
Юрий Петухов, первый заместитель губернатора Новосибирской области:
— Всероссийская научно-практическая конференция проводится в Новосибирской области уже шестой раз. В этом году она посвящена 80-летию освобождения Белоруссии от фашистов и 110-летию Первой мировой войны. Конференция стала ежегодной и заслужила авторитет в сообществе российских историков. В этом году в ней приняли участие 169 докладчиков из 28 регионов РФ. Порядка 1000 человек участвовали в мероприятиях-спутниках.
На современном этапе истории нашей страны, когда осмысление военно-исторического наследия России, изучение исторического контекста событий Великой Отечественной войны, функционирования силовых структур, всестороннее освещение этих тем в публичном пространстве необходимо для содействия патриотическому воспитанию молодежи и борьбе с искажениями и фальсификацией истории, Указом Президента РФ № 314 утверждены основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения. Знание истории своей страны и сопричастность к ней, ощущение и чувства по отношению к прошлым историческим событиям формируют представление о современности и образ будущего развития страны.
Екатерина Болдырева, директор Новосибирского государственного художественного музея:
— Одно из мероприятий научно-практической конференции, стратегическая сессия «Историческое просвещение средствами культуры. Прошлое и настоящее», неслучайно прошло в нашем художественном музее, причем именно в том зале, где заседал Сибирский революционный комитет. Именно здесь в свое время принимались серьезные государственные решения. Эту преемственность мы пытаемся показать нашим посетителям, и в первую очередь детям и молодежи. В указе президента от 8 мая недаром сказано, что Россия — это государство-цивилизация. Невозможно воспитать полноценную личность без знания истории собственной страны. Поэтому мы реализуем проект «Уроки истории» для школьников, студентов и курсантов — на материале музея мы можем провести урок практически на любую тему. Реализация нашего проекта при поддержке министерства образования региона началась в октябре, и с тех пор его участниками стали уже более 200 юных посетителей — они познакомились не только с историей живописи, но и с историей страны.
Андрей Васильев, директор Центра креативных индустрий Новосибирской области:
— Кино — это вид искусства, который вбирает в себя многие средства выражения и имеет мощное воздействие на массового зрителя. И этот потенциал необходимо использовать. У нас в фонде сегодня более шести тысяч фильмов, в том числе военных и исторических. Кроме того, мы заключили соглашение с «Мосфильмом» и можем использовать еще более 600 фильмов из их фонда. Также наш центр организует и проводит фестиваль научного и индустриального кино «Кремний», который проходит в рамках «Технопрома». Помимо этого, Новосибирская область — один из пяти регионов России, где запущен проект «Кинопедагогика». Но и это еще не все: в нашем регионе был снят фильм «Суворовец 1944», который собрал неплохую кассу и рекомендован к показу в образовательных учреждениях. Все эти инструменты необходимо использовать. Мы готовы предоставить свой кинозал и фильмы всем, кто занимается историческим просвещением и патриотическим воспитанием.
Наталия Максимова, профессор кафедры истории театра, литературы и музыки Новосибирского государственного театрального института:
— Работа с языком — неотъемлемая часть исторического просвещения. Но сегодня мы, по сути, находимся в ситуации двуязычия: преподаватели говорят на одном языке, студенты — на другом. Для поступления в институт студенты сдают единый государственный экзамен по русскому языку, но в реальности пишут, совершенно не учитывая его нормы. Увы, языку современной молодежи присущи сленг, многочисленные заимствования, обсценная лексика, ошибки в огромном количестве. Студенты не могут говорить, испытывают затруднения в общении, коммуникации нарушены. И то, что мы пытаемся им донести, занимаясь их историческим просвещением, они попросту не воспринимают из-за своего «новояза». Молодых людей нужно учить создавать тексты, редактировать их. В театральном институте есть подобные практики, но они локальны. По-хорошему, начинать надо с подготовки преподавателей. А пока мы видим, что в основном русский язык учат по остаточному принципу.