USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Дороги хотят в «душ»

Мария БОРОВЕЦ
Напомним, в причинах появления пыли в Новосибирске и ее опасности для горожан разбирались ученые Сибирского отделения РАН и СГУПСа. В частности, в 2018 году их выводы говорили о том, что пылевая нагрузка вблизи автомагистралей в 80–100 раз превышает допустимый уровень. Изучили тогда и состав «новосибирской пыли»: 50 процентов — песко-соляная смесь, «которую разбрасывают в зимний период», второй по значению источник пыли — это износ дорог. Грунт из частного сектора и со строек тоже есть, но незначителен в составе. Фото: Андрей Заржецкий
Напомним, в причинах появления пыли в Новосибирске и ее опасности для горожан разбирались ученые Сибирского отделения РАН и СГУПСа. В частности, в 2018 году их выводы говорили о том, что пылевая нагрузка вблизи автомагистралей в 80–100 раз превышает допустимый уровень. Изучили тогда и состав «новосибирской пыли»: 50 процентов — песко-соляная смесь, «которую разбрасывают в зимний период», второй по значению источник пыли — это износ дорог. Грунт из частного сектора и со строек тоже есть, но незначителен в составе. Фото: Андрей Заржецкий

Зима убедительно заглядывает в глаза. И снова не по себе: завалы снега, гололедица, грязища на дорогах. Брр! Интересно в связи с этим было узнать, что в Новосибирске может измениться практика уборки дорог. Причем  от того, как будут убирать зимой, зависит  каким воздухом мы будем все дышать летом.

Общеизвестный факт – столицу Сибири часто называют «серой». И несколько последних лет она все больше пылилась и обрастала грязью. Каждую весну, бывало, отряхнут ее слегка и все. «Что толку прибираться, если снова замарается?» – такое приблизительно впечатление складывалось от действия или, точнее бездействия чиновников.

Генеральная уборка, которой мэрия в этом году, благодаря приходу нового градоначальника, занялась, рискует растянуться надолго. Вот и теплый сезон закончен. А зимой снова – пыль и песок щедро разбросанный на дорогах. Очередной слой грязевого «пирога» утрамбуется колесами. Да, в этом году на улицы с весны выезжали автополивалки, да что толку? Хорошая хозяйка знает, что застарелые, въевшиеся загрязнения обычная вода не возьмет.

043-24-05.jpg

«Мойка чистой водой не имеет достаточного эффекта, так как не способна удалить масла и ГСМ, не отмывает большую часть грязи от поверхности. Поэтому используют специальные шампуни, которые действительно отмывают, а не прибивают пыль. Перед очисткой моющее средство для асфальта разбавляют в нужной концентрации и добавляют в цистерну или другую емкость с водой. В процессе очистки действующее вещество отделяет частички грязи от поверхности, не позволяя вновь осесть, растворяет органические и минеральные загрязнения.» - раскрывает секреты качественной уборки директор торгового дома УЗПМ Евгений Немировский.

Сначала про деньги и Сизифов труд

На самом деле трудности зимнего содержания дорог связаны с традициями уборки.

У нас ведь как? Дождались снега, набросали горстями песка и песко-соляной смеси – автомобили растащили это все, в том числе по обочинам и дворам, что одновременно снизило эффективность обработки и увеличило экологическую нагрузку. Где подтаяло от соли с песком, там замерзло и встало колом, песок «инкрустировался» вместе с мокрой бурой кашей. Сверху новый слой. Потому что не везде успевают убрать. Дальше снегоуборщики поскребут дороги и часть каши вместе с песком отвалят на газон. Привет весенним грязевым потокам и пыли. В сущности, это архаика.

043-24-02_M.jpg

Чтобы город чистить от снега зимой мэрией при поддержрке областного бюджета приобретены комбинированные дорожные машины, грейдеры, тракторы и погрузчики, а также роторная техника, что позволит бороться со снегопадами. Фото: Андрей Заржецкий

Любопытно, что песок, например, в качестве противогололедного материалы, как и гранитную крошку, в связи с их негативным влиянием на дорожное покрытие, показано использовать только при налипании плотного снежного покрова. Какого, по требованиям ГОСТа 50597-93, в городах вообще не должно быть. Но у нас на это всегда был ответ: а что делать, если снег валит стеной? На самом деле отговорка из «каменного века», но об этом ниже.

Ежегодно Новосибирск тратит сотни миллионов рублей на содержание парка уборочной техники, ГСМ, заготовку реагентов, вывоз снега на отвалы, и каждый год проблема очистки дорог не убывает, плюс усугубляется кадровым дефицитом – муниципальным дорожно-коммунальным службам банально не хватает водителей.

Мировая практика показывает, что куда эффективнее и, в конечном счете, дешевле использовать современные реагенты еще до понижения температуры ниже нуля. То есть еще до того, как нападает снег и образуется наледь. Снег просто будет таять, а не налипать на поверхность. Да, обработку эту нужно делать не от случая к случаю, а каждый раз, получая прогноз метеорологов о надвигающихся снежных осадках.

Аналитики говорят: такая технология позволяет снизить потребности в спецтехнике в два раза, расходы на ГСМ – в 2,5 раза, тоннаж противогололедных материалов – в 4,5 раза. Это, в совокупности, десятки миллионов рублей экономии для муниципального бюджета. Из расчета на один квадратный метр дороги снижение стоимости зимнего содержания на 20 процентов. Крупные мегаполисы страны это уже внедрили. Поэтому мы зимой видим чаще всего чистые дороги не только за границей, но и в России – в Москве, Казани, Самаре, Екатеринбурге. Там именно «доснежный» подход к обработке дорог и обязательный вывоз снега.

А не как у нас: снегопад, грейдеры выскребут одну улицу, потом выбираются на другую, а за ними следом хлопья заново заваливают проезжую часть. Сизифов труд.

И снова про серый Новосибирск

Отечественные производители шампуня отлично понимают, как устроены российские дороги и чем их лучше очищать.

С помощью дорожного «шампуня» Бионорд с асфальтового полотна удаляется все самое распространенное на наших дорогах: от пятен бензина, масла до остатков смеси песка с солью. Более того, при должном уходе на промытом асфальте оседает меньше пыли, то есть в идеале, «шампунь» нужно использовать перед вхождением в зиму, до использования противогололедных реагентов.

043-24-03_M.jpg

Обработанные песко-соляной смесью тротуары, равно как и проезжая часть, заполняются грязной мокрой кашей, которую не убирают, и после заморозка она превращается в сплошной каток со скользкими буграми. Фото: Андрей Заржецкий

Мытье дорог – один из тех «секретов», которому мы удивлялись в иностранных фильмах: почему они там могут в уличной обуви проходить в дом? Нам объясняли тем, что они, дескать, и не ходят по улицам, а разъезжают на машинах. Теперь и у нас каждый второй, если не первый, за рулем, а в дом в туфлях по-прежнему не зайти.

Потом нам рассказали, что виноваты дачники и загородные жители, которые разносят по городу на колесах грязную землю. Потом стали виноваты строители и ремонтники, роющие всюду. Факты эти не оспоришь. Но это же не значит, что можно беспомощно разводить руками. В городах, где чисто, тоже строят, ремонтируют, туда тоже приезжают из деревни.

Что с нами не так?

Это не смешно

Почему высмеивается история, когда перед приездом высоких гостей с «шампунем» моют дороги, по которым проследует кортеж? Но это нисколько не смешно.

Нежелание тратить силы и средства на профессиональный уход за дорогами влечет за собой не только неприятное ощущение, что живешь в грязной закопченной до жирного отвратительного налета кастрюле, но и напрямую вредит нашему здоровью.

Ведь мы дышим этой пылью. И больше всего отвратительной взвеси попадает в легкие наших детей – они в силу маленького роста не могут «вынырнуть» из пыльного смрада: не только частицы песка и почвы, но и измельченные взвеси разрушенного асфальта, химические элементы, в том числе компоненты выхлопных газов транспорта и производств плюс смесь органического происхождения. Мы этим дышим на улице и приносим домой.

043-24-04.jpg

Фото с сайта www.zdravitsa.ru

По словам врача-пульмонолога Инги Хасикян, крупные частицы пыли попадают на поверхности дыхательных путей и оказывают местное раздражающее действие. Токсическое воздействие на организм возникает в случае проникновения микрочастиц пыли в легкие, а затем в кровь. Такое влияние на организм человека определяется канцерогенным, нейротоксичным действием, проявляется в нарушениях гормональной системы, прежде всего в репродуктивной сфере. Органическая пыль может вызывать возникновение и обострение бронхиальной астмы, аллергического риноконьюнктивита.

Практика может и должна расшириться

Тот шампунь, который в Новосибирске испытали в этом году, показал свою эффективность. Производители заявляют, что он экологичен и безопасен.  В мэрии обещали проанализировать опыт использования шампуня, и, возможно, площадь применения этого средства в сезоне 2025 года будет расширена.

Однако использование моющего средства – не решит проблему, если не подойти к ней комплексно. То есть изменить подход к содержанию дорог зимой. Тогда дороги можно будет убирать быстро, в городе станет чище, а наши глаза и легкие перестанет забивать «серость».

Редакции интересно узнать ваше мнение, уважаемые читатели. Пишите нам в ТГ-канал Советская Сибирь. Читатель-газета