Куар-код для большой компании
Как в Новосибирской области внедряются электронные удостоверения многодетной семьи и что означает клиентоцентричность
Теперь ребенок из многодетной семьи может не брать с собой бумажный пропуск в бассейн или билет в театр — все билеты будут «спрятаны» прямо в его смартфоне, в личном кабинете портала госуслуг. Достаточно только на входе предъявить куар-код.
На минувшей неделе в Новосибирском государственном краеведческом музее представителям профильных министерств и журналистам показали, как работает новый сервис.
Бессрочно и наверняка
В краеведческом впервые приняли четырех посетителей по одному электронному билету, точнее, куар-коду, который располагался у мамы трех сыновей прямо в телефоне. Действительно, все проще простого: достал телефон из кармана, нашел в личном кабинете госуслуг «черный квадратик», показал девушке на входе и все — можешь идти гулять по залам.
Фото: Светлана Фролова
Как рассказала начальник управления организации социальных выплат министерства труда и социального развития Новосибирской области Татьяна Мальцева, количество многодетных семей у нас в регионе сейчас колеблется в районе 47 тысяч.
— Какие изменения коснулись многодетных семей с учетом выхода указа президента? Первое значительное изменение — это предоставление статуса многодетной семьи. Теперь оно бессрочное, — напомнила Татьяна Мальцева. — Для чего это нужно? Для того, чтобы получать нефинансовые меры социальной поддержки родителям и детям. То есть они будут получать эти меры социальной поддержки вне зависимости от возраста ребенка. Нефинансовые же меры социальной поддержки могут предоставляться также на основании удостоверения на бумажном носителе или цифрового аналога документа. Финансовые меры социальной поддержки у нас предоставляются в прежнем порядке, в зависимости от среднего дохода семьи. Это ежегодная денежная выплата на школьные письменные принадлежности, школьную форму и спортивную одежду. Размер этой выплаты составляет четыре тысячи рублей. И предоставляется она вне зависимости от среднедушевого дохода семьи.
Тут важно отметить, что эта мера социальной поддержки предоставляется полностью и не зависит от обращения граждан.
Фото: Светлана Фролова
— Всем членам многодетных семей предоставлена эта мера в текущем году, по данным, которые нам предоставило министерство образования, — уточнила Татьяна Мальцева. — Если вдруг находится такая многодетная семья, которая все-таки по каким-либо причинам эту меру не получила, то хочу пригласить их в Центр социальной поддержки или в МФЦ — оформить ее в прежнем порядке по заявлению. Но для нас это исключение из правил на сегодняшний день. Также изменения коснулись еще одной меры социальной поддержки — ее объем увеличен. Если раньше компенсация предоставлялась на коммунальные услуги, то на сегодня эта мера социальной поддержки предоставляется на жилое помещение и коммунальные услуги. Еще раз повторюсь, что все меры социальной поддержки у нас предоставляются на основании либо бумажного удостоверения, либо удостоверения в электронном формате.
Напомним, что полный перечень мер социальной поддержки размещен на сайте министерства труда и социального развития региона.
Загадочный «чёрный квадратик»
Заместитель министра цифрового развития и связи Новосибирской области Ирина Савельева рассказала, что новая форма удостоверения многодетной семьи начала использоваться с 1 октября.
Фото: Светлана Фролова
— Это два сервиса, один из них — подача заявления на портале госуслуг. С 1 октября стартовала новая форма, и удостоверение теперь можно запросить там в цифровом виде, — сообщила Ирина Савельева. — А вторая часть сервиса — возможность получить удостоверение в цифровом виде непосредственно у себя в личном кабинете портала госуслуг — как в мобильном приложении, так и на компьютере. Его можно запросить в личном кабинете, получить в формате QR (куар-код) и с помощью его предъявления пользоваться услугами, которые положены семьям с таким статусом.
Как это будет выглядеть прямо сейчас, когда проект только начинает внедряться?
— На этом этапе, до нового года, проект будет применяться без специального оборудования. Например, в том же музее для того, чтобы считать QR, который предъявляет член семьи, необходим мобильный телефон с установленным приложением «Государственные услуги», в котором есть функция «Госскан». Она позволяет считать QR и получить полные данные о выданном удостоверении — кем присвоен статус, когда, какие члены семьи в составе. И с помощью этих данных можно идентифицировать того, кто пользуется услугами, — объясняет Ирина Савельева. — Сейчас для этой услуги приоритетными площадками являются музеи, выставки. Также доступна часть объектов спорта, например бассейны. У них есть льготные часы посещения, когда требуется предоставление удостоверения. Со временем перечень площадок будет расширяться. Уже сейчас список доступных к посещению мест опубликован на специальной страничке, посвященной цифровому удостоверению многодетной семьи. Также о том, как получить и запросить сведения, как воспользоваться QR-кодом, какие площадки можно посетить, можно узнать по телефону 110 Единого контактного центра минцифры Новосибирской области. Консультанты помогут сориентироваться, расскажут. В случае, если возникли затруднения на каком-то из этапов, проконсультируют.
Как уточнила Ирина Савельева, уже сейчас при предъявлении цифрового удостоверения не требуется предоставлять какие-либо другие документы.
Всё для граждан, то есть клиентов
Вот сейчас только не пугайтесь и не ругайтесь. В лексиконе простых граждан скоро приживется новое слово — «клиентоцентричность» — как знак качества государственной или муниципальной услуги. Хоть в поликлинике, хоть в театре, хоть в собесе. В России стартовал федеральный проект, который касается внедрения стандартов и правил клиентоцентричности в деятельность органов власти.
Фото: Светлана Фролова
Запуск цифрового удостоверения — как раз результат работы в рамках 24 жизненных ситуаций, закрепленных на федеральном уровне, которые требуют пересмотра процессов и формирования единого клиентского пути, вне зависимости от того, какой орган власти оказывает государственную услугу.
Кстати, критерием внедрения стандартов клиентоцентричности является и 100-процентное информирование. В частности, у нас в Новосибирской области такая задача решается Единым контактным центром.
— То есть человек звонит, обращается, его консультирует оператор. Вне зависимости от того, идет ли гражданин на выставку, в музей, бассейн или в отделы пособий и социальных выплат, для него есть единая точка входа, где он получает исчерпывающую информацию — от и до. Если он сталкивается с трудностями, оператор принимает его заявку и дальше передает в ведомство на исполнение.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир Деев, заместитель министра культуры Новосибирской области:
— Конечно, это благо. Это может облегчить путь пользователя услуг, облегчить жизнь человеку, если процессы выстроены правильно, настроены именно на облегчение, на ускорение взаимодействия. Конечно, это возможный вариант улучшения жизненной ситуации, взаимодействия человека со сферой власти, или с органами, или с каким-то из государственных учреждений. И музеи наши тоже, я думаю, вполне к этому готовы. Тем более ситуация похожа на проект, который мы давно уже реализуем, — «Пушкинская карта». Поэтому для учреждения культуры это не новшество и не новость. Есть свои особенности на текущем уровне, если мы говорим о внедрении куар-кода многодетной семьи, но в принципе учреждения культуры к такому формату взаимодействия готовы.