И ребята, и зверята
Квадроберы, терианы, фурри — так называются модные субкультуры подражания животным, давно появившиеся на Западе и теперь пришедшие к нам. Все это восходит к антропоморфным персонажам и начинается еще на заре эпохи кинематографа и анимации. И вот — у нас. А что это — новая мода, веселая игра или оболванивание целого поколения?
Субкультуры были и будут во все времена — как некие протестные движения, чьи участники противопоставляют себя обществу. Они могут иметь свои интересы, символы, одежду и даже язык. Субкультуры в различных трудах называли городскими племенами, клубами, а в СССР был принят термин «неформальные объединения молодежи». Поэтому в России прижилось слово «неформалы».
Квадроберы, фурри и терианы — что за звери?
Все эти субкультуры объединяет одна идея — подражание животным. Но на самом деле между ними большая разница. Квадроберы подражание животным превратили почти в спорт со сложными элементами акробатики и паркура, часто изображают своих персонажей более близкими к реальным животным, с меньшим акцентом на человеческие черты, передвигаются на четвереньках с выпадами и прыжками, чем часто шокируют окружающих. Фурри увлечены творческими и духовными аспектами жизни, костюмированными играми. Их персонажи говорят человечьим языком, выражают эмоции, ходят вертикально на своих двоих и достаточно социализированы. А вот терианы полностью идентифицируют себя с каким-либо животным и даже считают, что они являются животными на ментальном уровне и просто заперты в теле человека. В своем стремлении максимально уподобиться тому или иному животному терианы создают сложный визуальный образ, прибегая к гриму, татуировке и даже пластическим операциям.
Животный мир Новосибирска
В мире зооморфные субкультуры появились очень давно, едва ли не с первыми анимационными фильмами, где животные вели себя как люди. В России субкультура возникла в конце 1990-х в крупных городах. Позже появились сайты, группы в соцсетях, начали проводиться так называемые сходки и фестивали, самый известный из которых — «Русфуренция» с шествием, арт-шоу, ивентами с флаерами, ивентами в фуррисьютах и мерчем (лексика из афиш). Сейчас это настоящая бизнес-индустрия.
Наборы для квадробики можно купить во всех интернет-магазинах
Фурри в Новосибирске отмечены еще лет десять назад. Как ни странно, появление людей в причудливых костюмах животных не вызывало откровенно отрицательных эмоций у окружающих, тем более что после моды на ростовых рекламных кукол и «оживших» анимешных персонажей народ привык к их появлению в общественных местах.
Сибиряки традиционно терпимы к разным чудачествам. Народ у нас добрый и, завидев неведому зверушку, спешит сфотографироваться с нею в обнимку. Фурри утверждают, что они безобидны и пропагандируют добро. У новосибирских фурри есть собственные открытые и закрытые группы в социальных сетях, где они и координируют свои так называемые сходки — или за оперным театром, или в парках «Березовая роща» либо «Заельцовский». Зимой они, как правило, собираются по квартирам.
Маска — главный атрибут квадроберов. Для подростков анонимность — это своего рода и психологическая защита.
Квадроберы появились у нас сравнительно недавно, но движение быстро приняло нешуточную популярность. До такой степени, что квадробер может выскочить в любом месте. Больше всего в квадроберах людям не нравится их буквальное уподобление животным, когда они цепляют хвосты, надевают меховые уши и передвигаются на четвереньках. Иногда квадроберы могут шокировать поеданием травы или корма для животных, а некоторые кусаются, царапаются и толкаются, чем вызывают справедливое возмущение окружающих, но это, впрочем, больше эпатаж. Их главное увлечение — движение и спорт. Квадроберы собираются на пришкольных и придомовых спортивных площадках, в местах для паркуров или на зеленых газонах городских парков. Их можно увидеть уже в любой части Новосибирска, но больше всего квадроберов в Первомайском, Центральном и Заельцовском районах.
Терианы считают, что они настоящие животные, по ошибке оказавшиеся в оболочке человека
Что касается терианов, они, как правило, пребывают в гордом одиночестве или собираются исключительно в закрытых группах. Для обывателя эта субкультура кажется экзотической, пугающей и чуждой. И не без оснований.
«Они подожгли мне хвост!»
В целом любая эпатирующая субкультура сталкивается с неприятием в обществе. Поэтому все больше и больше фактов того, как увлеченные переодеванием в животных дети и подростки подвергаются насмешкам, обидам и даже физическому насилию. Более того, существуют движения антифурри и анти-КВБ, где настроенные враждебно к фурри и квадроберам подростки занимаются организованным буллингом: избивают, срывают маски, поджигают хвосты, брызгают баллончиком, заставляют есть кошачий корм. Многочисленные факты агрессии вызывают широкий общественный резонанс, ведь в таких делах участвуют несовершеннолетние — как нападающие, так и жертвы. Очень много антифурри в дальневосточных городах, на Сахалине, где близость Японии как родины манги и аниме больше всего повлияла на развитие зооморфных субкультур. В Новосибирске подростки объединяются в группы типа «Истребления». Психологический аспект такого противостояния вполне понятен: неуверенные в себе молодые люди примыкают как к группам фурри, так и к антифурри и, подражая другим, принимая общие правила игры, чувствуют себя своими в дружественной среде единомышленников. И главное, своих там не обижают, а чужих третировать им и весело, и занятно.
Мода, игра или идеологическая диверсия?
Мнения в обществе на это явление разделились: кто-то считает это тлетворным влиянием Запада с далеко идущими последствиями и вредом целому поколению, кто-то утверждает, что все это безобидные детские игры: поиграют и забудут. Некоторые вспоминают новогодние елки детства с зайчиками и лисичками.
Быть такими, как веселые, ловкие, красивые персонажи аниме, — мечта многих неуверенных в себе подростков
Каждая из молодежных субкультур предлагает свой взгляд на мир, свои ценности и свой стиль, помогает найти свой путь и свое место в обществе, обрести уверенность в себе и своих взглядах. Вопрос лишь в том, в чем заключается эта самая уверенность и каковы взгляды. Если подросток будет отождествлять себя с животным, перенимать его повадки, рычать, скалиться, кусаться, царапаться, отправлять естественные потребности в людных местах, есть с земли, пугать людей и нападать на них, это уже девиантное поведение, стирание грани между реальной жизнью и созданной реальностью. Так что родителям надо хорошенько подумать, прежде чем покупать любимому чаду атрибуты звериного мира, чтобы дети не заигрались, не стали жертвой агрессии и не попали в опасное окружение, которое, к сожалению, часто сопутствует таким движениям.